Сергей Асланян: жесткое мнение о новой Lada Vesta
Сергей Асланян рассказал Sobesednik.ru, почему не стоит покупать новый автомобиль «АвтоВАЗа» Lada Vesta
Сергей Асланян рассказал Sobesednik.ru, почему не стоит покупать новый автомобиль «АвтоВАЗа» Lada Vesta.
25 сентября «АвтоВАЗ» запустил серийное производство Lada Vesta на сборочной площадке «Lada Ижевск». С 25 ноября новая модель начнёт продаваться в России.
Автомобильный эксперт, журналист Сергей Асланян в интервью Sobesednik.ru рассказал, насколько для «АвтоВАЗА» будет выгодным производство автомобиля, и объяснил, почему люди будут покупать новую модель, несмотря на то что покупать её совершенно нежелательно.
— Для «АвтоВАЗа» производства Lada Vesta будет выгодным, потому что любое производство всегда выгодно, благо разница между себестоимостью и отпускной ценой настолько велика, что покрывает любые издержки. Себестоимость у давно поставленных на конвейер моделей «Жигулей» порядка 130 тысяч рублей, а они продаются по 300–400. У Lada Vesta, конечно, производство требует бо́льших затрат, поскольку постановка на конвейер новой модели по-любому так или иначе требует инвестиций, но не переживайте за завод. Это не просто выгодно, это сверхприбыльно, и «АвтоВАЗ» на этом очень много заработает, не упустив своего. Бросив эту модель на рынок, будет ею всех остальных шантажировать, постоянно поднимая отпускную цену. Сейчас она будет предъявлена рынку, люди привыкнут к модели, появится спрос, после которого начнётся совершенно дикое, скачкообразное увеличение её отпускной цены.
[:same:]
— Они через год планируют запустить Lada Vesta Cross.
— Они будут шить из одной шкурки любое количество шапок до тех пор, пока народ будет готов воспринимать это как новинку, автономную модель и самостоятельное явление. «АвтоВАЗ» всегда этим занимался. Его бизнес-стратегия — создание одной платформы, локализация, ничего не меняя, десятилетиями получать сверхприбыль. Ведь мир уходит вперёд, а «АвтоВАЗ» стоит на месте. Это было в семействе «ВАЗ-2101/2102». Они 30 лет делали эти машины. Это было на семействе «ВАЗ-2108/09». И то же самое будет и с Lada Vesta, из которой вырастет целый букет таких же разных «вест», которые нам будут предлагать под видом новых машин, но это будет одно и то же. До тех пор, пока мы будем обманываться, «АвтоВАЗ» будет расширять модельную линейку: будет Vesta Universal, Vesta Cross, Vesta Luxe, Vesta Super Luxe, Vesta Premier, Vesta Cosmos, Vesta Mars, Vesta…
— Venera какая-нибудь.
— Да-да-да. Далее со всеми остановками. Это чисто маркетинговое явление, потому что одно и то же мороженое нужно продать 5 раз, пока оно не растаяло. Лучше — 10.
Вы знаете, самый главный вопрос, который вы не задаёте, — процент новизны. Насколько эта модель является машиной прогрессивной, передовой и современной.
— По-моему, никакой.
— Lada Vesta — вынутый из-под сукна проект «С», а ему, наверно, лет 15 уже, своей задачей ставил догнать Ford Focus-1. «АвтоВАЗ», когда затеял проект «С», ставил перед собой задачу сделать автомобиль не хуже, чем Ford Focus первого поколения. Сейчас у нас на дворе Ford Focus третьего поколения. Lada Vesta не догнала Ford Focus первого поколения.
— Старая копия зарубежных автомобилей? Но это уже все видели.
— Да. И принцип по минимуму потратиться на старте и по максимуму взять на финише, потому что всерьёз вкладываться «АвтоВАЗ» не хочет. К тому же у «АвтоВАЗа» есть серьёзная проблема — качество комплектующих, и «АвтоВАЗ» не преодолел эту проблему, она так и осталась.
[:rsame:]
— Неужели вы думаете, что многие люди будут это покупать?
— Конечно, очень многие будут это покупать.
— Почему? По-моему, люди специально откладывают деньги, чтобы потом купить машину лучше.
— В основном люди — идиоты. Люди покупают Datsun, который является Lada Kalina 20-летней выдержки, и говорят сами себе, что это настоящее японское качество (в этой машине нет ни одной японской детали, и это та же самая кривая убогая Kalina). И Datsun по динамике роста продаж опережает все остальные автомобили этого концерна. Опережает Lada, Renault, даже некоторые позиции Nissan. То есть люди готовы обманываться, они покупают, а потом друг другу рассказывают, почему они это сделали. То же самое с «палёной» водкой: это же не значит, что «палёная» водка лучше настоящей, но спрос выше, чем на настоящую. И люди всегда объясняют, почему они это сделали. У них найдутся аргументы.
И с Lada Vesta будет то же самое, тем более что в связи с Lada Vesta была пересмотрена маркетинговая стратегия «АвтоВАЗа». Если раньше «АвтоВАЗ» покупал рекламные площади и вешал там свою не очень умную рекламу, то сейчас они стали покупать издания, мнения. Судя по вееру наглых публикаций, они получили к своим услугам газету «Авторевю» и сетевое издание «Колёса», и теперь «Авторевю», заявляющая о собственной неподкупности, целый год бомбит общественное мнение восторгами о том, какая будет гениальная, великолепная, лучшая на планете машина Lada Vesta. Журналистика стала пропагандой, которая и проложит путь к кошелькам клиентов, потому что люди доверчивы. Они уже и мне задают вопросы о том, не пора ли брать Lada Vesta. Нет, нескоро наступит время, когда можно будет ее брать. Уж точно не в ближайшие несколько лет. Дело в том, что даже на ижевской площадке необходимо переучить пролетариат, пройдут годы перед тем, когда рабочие перестанут забивать резьбовые соединения кувалдой и перейдут на отвёртки и гаечные ключи. Во-вторых, «АвтоВАЗ» не решил проблему качества комплектующих. В-третьих, годы уйдут на отладку производства.
[:same:]
Отладка производства идёт по живому, за счет клиента: у завода тут не получилось, там не получилось, тут переделаем, там переделаем, но машина покинет конвейер, будет продана и выпьет клиенту всю кровь и опустошит его кошелек. Этот автомобиль будет суррогатом ещё года 2–3. Во всём мире суррогат гонят первый год, а здесь потребуется минимум 2–3. Вот через 3 года мы посмотрим, но продажи за 3 года будут, потому что люди очень любят пропаганду, они ей верят, тем более что «Авторевю» истерично старалось на протяжении целого года, заставляя поверить, что это гениальная машина.
— Получается, от организма «АвтоВАЗ» вряд ли нам стоит ждать изменений. Они всегда будут заниматься производством именно таких автомобилей. Ни нового дизайна, ни исправления ошибок…
[:image:]
— Единственный человек, который хочет сделать нам с вами хорошую машину, — швед Бу Андерссон. Но он борется не только с заводом, но и с системой, с тем, что в нашей стране победить практически невозможно. Если ему удастся победить систему, то, может быть, мы действительно продвинемся как-то вперёд. На сегодняшний день он предпринимает фантастические усилия, и за это ему нижайший поклон, потому что только швед хочет, чтобы у русских была хорошая машина. Все остальные не хотят: завод не хочет, отрасль не хочет и никто не хочет, а швед бьётся один. А уж разрабатывать новый автомобиль — удел серьёзных, хороших фирм. «АвтоВАЗ» к этой категории не относится. Конечно, они будут на заплатках, на моделях позавчерашнего дня как-то пытаться выплыть в силу непритязательности клиента. Но эклектика этой позиции в том, что, с одной стороны, они производят примитивный продукт, а с другой стороны, денег хотят как за настоящий автомобиль.
— И там ещё большие проблемы.
— Да, проблем много. И там бастуют смежники. «АвтоВАЗ» не знает, как с ними поступит. Он то распродает свои смежные подразделения по выпуску комплектующих, то покупает их обратно, потому что эти заводы не в состоянии плыть самостоятельно и на волнах свободного рынка сразу тонут. Поэтому «АвтоВАЗ» пытается снять их со своей шеи, а потом поднимает со дна и пытается вдохнуть жизнь, предлагая вернуться к себе на шею. Это тоже часть системы, с которой Бу Андерссону нужно что-то делать…