Экс-глава ГАИ Федоров: За рулем проехал почти всю Европу

Экс-глава ГАИ России и сенатор от Карелии Владимир Федоров рассказал про свои хобби, достижения и сына-воздухоплавателя

Фото: Владимир Федоров коллекционирует самые разные вещи: марки, конверты, значки, календари // Russian Look

Экс-глава ГАИ России и сенатор от Карелии Владимир Федоров рассказал про свои хобби, достижения и сына-воздухоплавателя.

[:rsame:]

Владимира Федорова по-прежнему помнят как главу ГАИ России, и у него даже увлечения «гаишные».

– Вот тут – часть моих «творений», – сенатор придвигает два огромных фолианта. Один – про карманные календарики (само собой, с «гаишной» тематикой), другой – значки и нагрудные знаки, издан к 70-летию ГАИ. Каждый экспонат снабжен данными – кто, когда и по какому поводу его учредил (если это нагрудный знак), какой был тираж и так далее.

Федоров все это специально выяснял для книг. При этом издает он их не для продажи, только дарит. На каждое издание ищет спонсоров.

– А где вы все эти коллекции храните?

– Дома. Потому и собираю только малые формы – фантики от конфет, крышечки от сливок, кофейные банки... Мне главное, чтобы с автомобилями. Если бы я собирал что-то более массивное, жена бы давно из дома выгнала. А так все помещается у меня в кабинете: в коробках или в альбомах...

Вот в новой жизни (так Федоров называет годы после ухода с поста главы ГИБДД РФ в 2002-м – Ред.) появилось немного времени, чтобы хоть как-то систематизировать собранное. Я коллекционирую давно и с удовольствием, за литературой слежу. Общаюсь с филателистами, филуменистами, многих хорошо знаю. Мы обмениваемся.

[:image:]

И практически все мои знакомые (даже из посольств России во Франции, Германии) присылают марки, конверты, значки, календари... Вон папка лежит – только что прислали. Отберу себе, остальное раздам. Я люблю отдавать. У меня много знакомых, кто что-то собирает. Есть, скажем, один, так он собирает пакетики с сахаром из кафе, отелей. Его жена всегда стращает: «Пущу весь твой сахар на варенье...»

– И коллекция фуражек дома лежит?

– Миф о том, что я собираю фуражки и каски полиций мира, создал я сам. Потому что всех интересовало: что Федорову дарить? А тут вроде все ясно: фуражку. Можно сказать, я взятки брал фуражками. Я когда уходил из ГАИ, хотел оставить коллекцию преемнику. Но он отказался. Поэтому кусочек собрания я отдал Валдису Пельшу, а остальное – своему другу, который на самом деле собирает фуражки.

Такая же история у меня была и с трубками – я просто курю трубку, а народ думал, что я их собираю... Вообще с подарками много смешных историй. Так, когда приехал в Москву из Карелии, все почему-то решили, что я охотник, и на 50-летие мне надарили кучу ружей. Штук 15 набралось. Я не знал, куда их деть. Со временем раздарил знакомым охотникам...

[:rsame:]

Есть «Мерседес» – и другие машины

– Вы, знаю, обожаете водить автомобиль. Есть у вас любимая марка?

– У меня как-то в гостях был водитель Жукова (он с маршалом в основном на «Паккарде» ездил), я ему задал такой же вопрос. Он мне рассказал: «Мы с Георгием Константиновичем этот вопрос обсуждали и решили, что есть "Мерседес" – и другие машины». Вот и я так же считаю.

– У вас в кабинете портрет Путина работы Никаса Сафронова. И президент как-то невероятно молод – словно лет 15 назад... Вы что, еще и картины собираете?

– Картины я не собираю, а вот с Никасом наша семья давно дружит. Он мне как-то подарил эту работу, она у меня еще в старом, гаишном кабинете висела. Так что президент тут и впрямь лет на 15 моложе.

– Что же друг вам портрет Путина подарил, а не ваши с женой?

– А он и подарил: у меня дома – и мой портрет, и жены. И как ни встретимся, Никас обязательно что-то дарит. Причем рисует быстро. Так, в баню сходили, 15 минут – и портрет готов. Он очень талантлив.

Новый дом в Новой Москве

[:image:]

– Все свободное время тратите на встречи с друзьями, коллекции и путешествия?

– Главное для меня – семья. Хотя мы с женой и впрямь проехали практически всю Европу, причем я был за рулем. Но сейчас меньше путешествуем: последние три года мы с женой дом строили – в Новой Москве. Поэтому все мое свободное время проходило исключительно в строительных заботах. В сентябре въехали, но еще много чего еще осталось сделать.

– Кошку в новый дом принесли?

– У нас кот, приблудный. Я его подобрал не так давно. Пошел друзей провожать, а близ стройки за мной котенок увязался. Теперь стал важный жирный котяра... Была и собака – йоркширский терьер. Мне его подарили на день рождения, прожил у нас 14 лет, недавно умер. Замечательный был пес.

[:rsame:]

– Внуки, наверное, сильно переживают...

– Да. Они ведь часто к нам приезжают. Старшая Настя (ей скоро будет 18) поступила в Университет дружбы народов, будет врачом. Средний, Василий, еще учится в школе. Но явно будет программистом. А младшая, Аглая – ей 11 – помешана на лошадях, все просит: «Дедушка, лошадку...»

– И дедушка купил коня?

– Нет, дед с бабушкой купили ей на Новый год бриджи и специальные сапоги.

– Вы часто ездите в Карелию по делам. А родня там осталась?

– Сестра и племянники. В Петрозаводске бываю раз месяц. Стараюсь приезжать на каждое заседание Заксобрания – оно у нас интересное: нет лидерства «ЕР», представлены все партии, много законодательных инициатив... Вот, еще только начало года, а уже 3 предложения направлены в Госдуму.

– Договаривались же – ни слова о работе...

– Да. Так что у меня получается – езжу в командировки к себе домой. Тем более что сестра живет в моей бывшей квартире. Не встретиться с ней, с племянниками или, не дай бог, остановиться в гостинице – будет страшная обида.

Отец «самого» Федорова

– Ваш сын – известный воздухоплаватель. Откуда такая страсть к небу у сына «гаишного» генерала?

– Он с детства это любил, изучал звезды... Уже в 10-м классе у Станислава были патенты на изобретения. Пока я учился в Академии МВД, он закончил школу юных космонавтов. Сын – заслуженный мастер спорта России, у него 2 мировых рекорда и штук 20 российских. Он сам делает дирижабли, воздушные шары, летает... У него была фирма «Авгур» – они и дирижабли производили, и людей на них катали, но он ее продал. Теперь возглавляет Русское воздухоплавательное общество. Его ученик только что перелетел через Тихий океан.

[:image:]

Почти полвека вместе

– У вас по жизни как-то так выходит: в самые важные моменты вас обязательно штрафует родное ГАИ. Кажется, так вышло и когда сын родился...

– Было дело. Приехали мы рожать, врач выходит ко мне и говорит: «Поздравляю, батенька, у вас двойня». Не успел я ошалеть, а он мне тут же: «Вам надо в другой, специализированный, роддом: у вашей жены с сердцем не очень хорошо». Поехали – улица Смольная, прямо напротив Смольного. Там Стас и родился. А я на радостях улицу не там перешел, и инспектор ГАИ меня на рубль оштрафовал.

[:rsame:]

– У вас скоро золотая свадьба... Уже готовитесь к торжеству?

– Пока рано – еще года три есть на подготовку. Мы оба из Петрозаводска и познакомились на подготовительных курсах при Петрозаводском университете. И хотя собирались поступать в разные вузы, но в Питере (тогда – Ленинград). Там и поженились. Как оказалось, на всю жизнь. Жена у меня молодец, очень талантливая женщина. Она всегда смотрит вперед и подталкивает меня на важные поступки.

– Например?

– Так, в Москву она меня вытолкала, я бы никогда не поехал. В Карелии я был замминистра, а в ГАИ СССР пришел простым начальником отдела. Но сын болел, надо было его лечить, и Валентина сказала: хоть дворничихой пойду, но едем. Вы даже не представляете, каково было переезжать в столицу в 1989-м. Я считал: на этом переезде моя карьера и закончилась. А оно вон как вышло – все только начиналось.

У сенатора на стене в кабинете висит множество дипломов и почетных грамот. Список его наград занимает несколько страниц...

– Какая из них самая дорогая для вас?

– За освоение целинных земель, – отвечает, не задумываясь. – Я ее получал в Смольном. Мы, студенты, ездили на целину (конец 1960-х – Ред.), я был главным механиком автоколонны. Мы тогда план выполнили на 361%.

[:image:]

– Почему так много? Энтузиазм или план был занижен?

– Энтузиазм, по два прицепа таскали. Мы же рвались на целину, ради этого сессию раньше сдавали... Еще очень ценная для меня – «Орден за заслуги перед Отечеством», которую я получил в 2006 году. Хоть он и IV степени, я им очень горжусь. У меня дома есть специальные стенды, на них все награды нашей семьи вывешены – и моего отца, и матери, и тестя, и мои...

– А какой поступок считаете самым главным в жизни?

– Есть, может быть, не столько поступки, – раздумывает сенатор, – сколько решения, которыми я горжусь. Я все же считаю, что главный поступок в моей жизни – это выбор профессии. Не имею ввиду свою теперешнюю жизнь в политике, а принятое когда-то решение идти в милицию, в ГАИ. Именно оно определило всю мою дальнейшую судьбу.

– Чем особенно гордитесь?

– Даже не знаю, что на это сказать. К примеру, многие документы, которые были приняты в мою бытность главой ГИБДД РФ, до сих пор действуют (скажем, Закон о безопасности дорожного движения). С одной стороны, приятно, конечно. Но можно ли этим гордиться? Я-то понимаю, что жизнь изменилась, и законы надо тоже менять. А он все еще живее всех живых.

– Вы сенатор уже практически столько же лет, сколько были начальником ГАИ, так что же мешает их поменять?

– Не всё же пробивается. Вон, закон о регистрации транспортных средств у меня уже три года лежит в Госдуме. Прошел первое чтение, все поддерживают... Но лежит ведь. А стране надо вперед двигаться.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика