Катись отсюда. Какие машины покинут Россию из-за кризиса
Экономический кризис ударил по авторынку России. Мы узнали у автоэкспертов, какие марки могут уйти, а какие — остаться
Экономический кризис ударил по авторынку России. Мы узнали у автоэкспертов, какие марки могут уйти, а какие — остаться.
Автомобильный рынок России страдает каждый день: то и дело появляется информация о сокращении производства, повышении цен, приостановке поставок, проблемах потребителей и дилеров. Мы решили обратиться к журналисту, автоэксперту, автору книг по вождению и гоночной теории, архитектору автодромов Михаилу Горбачёву, а также к автоэксперту Антону Чуйкину, чтобы узнать о будущем рынка.
[:same:]
Михаил Горбачёв считает, что последними с автомобильного рынка уйдут автомобили премиум-класса — немецкая тройка Mercedes, Audi и BMW, поскольку «это большой премиум— сегмент с большим спектром автомобилей в линейке и малого класса, и среднего класса, которые предпочитают покупать семьи с большим достатком для детей, жён и так далее».
Из среднего сегмента, по мнению собеседника, скоро уйдут из России китайские автопроизводители — Chery, Geely, Brilliance:
— В сегменте, как я уже говорил, «ширпотреба» очень сильная конкуренция. Я думаю, как это ни странно, [уйдут] китайцы с их маленькими ценами. Мне кажется, что они не будут на белом коне впереди всех скакать. У меня такое предчувствие, что у них сейчас дела не заладятся. Это связано с тем, что у других производителей широкая, в общем, сеть и сервисная, и дилерская и им проще в кризис минимизировать расходы и держаться. Ведь китайцы не успели захватить автомобильный рынок, да и не с такой лёгкостью они его захватывают, — считает Горбачёв.
Антон Чуйкин считает, что никто не задумывается об уходе с российского авторынка всерьёз, поскольку он является достаточно привлекательным и перспективным для автопроизводителей:
— Я не верю, что кто-то всерьёз собирается уйти, по очень простой причине: у нас около, если я не ошибаюсь, 250–300 машин на 1000 жителей в России. Это в два раза меньше, чем в Европе. Вот и всё — вот вам и потенциальный рынок, который так или иначе когда-нибудь обязательно пойдёт в рост, — выразил свою позицию Чуйкин.
[:rsame:]
Эксперт отмечает, что рост, который мы не увидим, возможно, в 2015 и 2016 году, может начаться в 2017–2018 годах. Из-за этого «ни в коем случае нельзя покидать рынок сейчас»:
— Сократятся, подумают, диверсифицируются, может быть, кто-то, наоборот, здесь раскрутится больше, но чтобы уйти совсем... По крайней мере, не в массовом порядке. А скорее всего, вообще никто не уйдёт, — отмечает Антон Чуйкин.
Единственный пример ухода с российского рынка, по словам Чуйкина, — SEAT. Однако вряд ли можно говорить о том, что эта компания в своё время на него вообще вышла:
— Там объёмы продаж были настолько невелики, что говорить всерьёз о том, что на российском рынке существует SEAT как часть группы Volkswagen, как достаточно заметная марка, не приходилось. Они так и не успели раскрутиться, поэтому они скорее не столько вышли, сколько остановили процесс, — пояснил автоэксперт.
Кроме всего прочего, тем, кто решит остаться на автомобильном рынке, придётся столкнуться с довольно большим количеством проблем. Михаил Горбачёв рассказал, что его знакомый автомобильный дилер, который построил техцентр, площадки для хранения автомобилей, нанял персонал и так далее, жаловался ему ещё в благоприятные на рынке времена:
— Он говорил: «Михаил, понимаешь, дело в том, что мы от продажи автомобиля получаем всего от 5% до 7% от его стоимости, а у меня ведь работает 350 человек. И когда всем им выплачивается зарплата, получается, что заработали всего ничего». И вот это, конечно, понятно — не такой это прибыльный бизнес, как кажется. И как только резко снижаются объёмы продаж, тут выходит всё в красные цифры, которые заполнять нечем. Вопросы о закрытии, уходе с рынка мне не кажутся преувеличением, — объяснил журналист.
[:same:]
Антон Чуйкин также считает, что в будущем автопроизводители столкнутся с тем, что сократятся объёмы продаж, однако это, по мнению автоэксперта, можно преодолеть:
— Пожалуйста, условно говоря, даже если мы производим сыр, к примеру, и на него падает спрос, можно производить меньше. И при этом за счёт каких-то мер — сокращения производства, персонала и так далее — тем не менее оставаться в зоне прибыли. Это вполне может быть.
Между тем появилась информация о том, что максимальный рост цен на автомобили Mercedes составит 40%. В связи с этим логично предположить, что спрос на машины будет падать, прибыль тоже, и компания понесёт существенные убытки. Михаил Горбачёв отметил в подобных ситуациях два важных момента:
— С одной стороны, это просто бизнес-составляющая. В убыток можно работать какое-то время, но это время ограничено. С другой стороны, я не думаю, что российские бизнесмены и политики готовы пересаживаться на корейские, японские или ещё другие автомобили взамен Mercedes.
[:rsame:]
Эксперт считает, что люди, которые являются основными покупателями продукции того же Mercedes, хранят свои денежные средства в зарубежной валюте, в связи с чем для них, в общем-то, ничего не подорожает:
— У них основной покупатель люди, у которых деньги давно хранятся в долларах и в евро. А если вы снимаете со счёта или достаёте из тумбочки доллары и евро, то оказывается, что для вас Mercedes не подорожал — даже если он на 40% будет дороже, то он не подорожал. Естественно, если в рублях на 40% будет дороже, то он для вас не подорожал, а может быть, даже и подешевел, — отметил Горбачёв добавив, что в связи с этим ему кажется, что до последнего машины премиум-класса будут находится на автомобильном рынке, и «может быть, даже не так уж сильно пострадают».
Антон Чуйкин отметил, что компания Mercedes является знаменитой и большой маркой на российском автомобильном рынке, но больше играет имиджевую, а не количественную роль. В связи с чем, скорее всего, если изменится цена на Mercedes, то могут измениться цены на другие автомобили:
— Если у нас сегодня средняя цена покупки автомобиля, по-моему, зашкалила за миллион, условно говоря, если как-то попытаться усечь инфляцию, девальвацию и всё прочее, то я голову даю на отсечение, что в следующем году она будет ниже. Средний российский автомобиль купить будет немножечко проще в 2015 году, чем это было в 2014 году, — отметил автоэксперт.
Ранее также появилась информация о том, что французский автомобильный концерн PSA Peugeot Citroen может начать поставки в РФ машин из Казахстана и Белоруссии. Они обойдутся производителям дешевле, чем автомобили по поставке из Франции, поскольку последние сильно привязаны к валютному курсу.
[:image:]
Антон Чуйкин думает, что PSA Peugeot Citroen в нынешней ситуации оказался в крайне невыгодном положении, поскольку у концерна максимальное значение потери продаж за год. В связи с этим им необходимо предпринимать любые шаги, которые хоть как-нибудь улучшили бы их состояние. Однако данная мера автоэксперту показалась довольно странной:
[:same:]
— Я не экономист, но я не могу себе представить, почему вдруг с промежуточной поставкой в Белоруссии или Казахстане машина здесь окажется дешевле. Я бы понял, если бы там была хоть какая-то, предположим, сборка, а здесь у нас Таможенный союз, правила ввоза в любую страну едины, пошлины должны быть одинаковыми. Поэтому я не очень понимаю, что здесь можно выиграть и насколько этот выигрыш будет существенным.
Но в целом, как считает Антон Чуйкин, если любой автопроизводитель сейчас перетерпит, примет какие-то меры, «пересмотрит модельные ряды, больше закупит недорогих машин и привезёт сюда недорогие», в дальнейшем «это сулит весьма лакомый кусок, потому что, как ни крути, чтобы ни случилось, Россия потенциально очень привлекательный рынок»:
— Понятно, что автомобили типа Volkswagen Polo Sedan, Renault Logan, Hyundai Solaris будут ещё большую часть на рынке занимать. Они сейчас максимум занимают, но будут ещё больше, потому что мы рациональный выбор осуществлять будем. Но чтобы [кто-то принял решение] совсем уйти с рынка, я не могу поверить, — заключил эксперт.
[:wsame:]