Скандал на "АвтоВАЗе": чем грозит России забастовка рабочих

Сергей Асланян в большом интервью — о влиянии скандала на «АвтоВАЗе» на судьбу завода, а также на цены и качество машин

Фото:

Сергей Асланян в большом интервью — о влиянии скандала на «АвтоВАЗе» на судьбу завода, а также на цены и качество машин.

Автоэксперт напомнил, что внутри самого предприятия существует чрезвычайная конфликтная ситуация: в «АвтоВАЗе» существует два профсоюза — государственный профсоюз, «который одобряет и подписывает», и другой, «который реально стоит за права рабочих, ничего не одобряет и не подписывает, ни на какие соглашения не идёт и занимается тем, чем действительно должен заниматься профсоюз»:

[:same:]

— Здесь постоянный конфликт. Когда я спросил у Бу Андерссона, почему на заводе два профсоюза, Андерссон, поскольку абсолютно ничего не смог мне ответить, сказал: «Ну это нормально! Пусть будет два», — прокомментировал конфликт между рабочими «АвтоВАЗа» и руководством в Тольятти известный журналист, автомобильный эксперт Сергей Асланян.

Наличие сразу двух профсоюзов говорит о том, что производственный конфликт Бу Андерссон не в состоянии разрешить. Более того, как считает журналист, он не собирается ничего решать, его главная задача — увольнение людей:

— Когда он получил завод, там работало где-то порядка 100 тысяч человек, а для того, чтобы тольяттинский автогигант был полезен Родине, там должно работать не больше 28–30 тысяч человек. Соответственно, все остальные будут уволены. Они там реально не нужны. Притом представьте себе, сколько раз тот самый альтернативный профсоюз должен был как-то пытаться решить вопрос о том, чтобы их не сокращали, их не увольняли, а повышали им зарплаты. Этого не произойдёт, потому что само по себе предприятие «АвтоВАЗ» находится в плачевном состоянии: с прибылью у него очень большие проблемы, он много потребляет и мало зарабатывает, у него огромное количество людей, которые не нужны, и обеспечить всех гарантией рабочего места и зарплатой — нереально и невозможно. И Бу Андерссон выкинет всех лишних, а лишних, повторюсь, там невероятное количество, — объясняет автоэксперт.

Вторая цель Бу Андерссона — изменение структуры самого «АвтоВАЗа». Недавно на заводе существовало управление делами президента, как и в любом другом предприятии в нашей стране, однако, как рассказал Сергей Асланян, Андерссон от такой системы отказался:

— Умница Бу Андерссон сократил его [управление] целиком, на 100%. Не нужно никакое управление делами президента, он своими делами управляет сам. Представьте себе профсоюз, который вдруг начинает защищать не только рабочих, но и «белые воротнички», и выступает с требованием вернуть управление делами президента «АвтоВАЗа»: как же так, там такие специалисты работали, такие бумаги составляли, они умели в PowerPoint составлять великолепные презентации, они освоили Excel и могут начертить новый график! Даёшь рабочие места этим людям! Никто им не даст рабочие места, то есть объективные сокращения действительно не нужны. И то же самое по всем остальным структурным подразделениям, часть из которых просто аннулируется, — отмечает журналист.

[:image:]

Ещё одним примером «сокращения рабочих» является ликвидация библиотеки завода, на которой хранилось 660 тысяч единиц технической литературы, и некоторые из этих произведений были уникальными.

— Когда Бу Андерссон повелел разобраться с библиотекой, подчинённые, которые вертикально интегрированы (а проще говоря — боятся начальство и не спрашивают), взяли и выбросили на помойку все 660 тысяч единиц хранения технической библиотеки «АвтоВАЗа», притом что городская тольяттинская библиотека просила эти книги для библиотеки. Ведь библиотека вообще формировалась, когда завод ещё не был построен. В этой библиотеке есть документация по строительству завода! Чиновники — те самые люди из департаментов «АвтоВАЗа» — никому не дали ни одного тома, они всё вывезли на помойку и, по плохо проверенным данным, там эти книги были сожжены, и только после того, как пресса спросила у Бу Андерссона: «Скажи, пожалуйста, дорогой швед, как это понимать нашей читающей стране, сожжение книг на костре?», — тогда появился очень вялый пресс-релиз о том, что 18 тысяч единиц хранения переданы какому-то там тольяттинскому университету. Хотя их было 660 тысяч, — привёл пример сокращения целого подразделения журналист и добавил, что, в принципе, масса других подразделений «АвтоВАЗу» действительно не нужны, поэтому Бу Андерссон будет сокращать сотрудников, платить по принципу «сколько возможно с учётом заработанного», а не повышать зарплаты, как того хотят рабочие.

[:rsame:]

— Тех же самых рабочих можно понять: когда у топ-менеджера «АвтоВАЗа» в месяц 2 миллиона рублей, а у рабочего зарплата — 15 тысяч, то средняя зарплата у них двоих получается по 1 миллиону, и их это совершенно не устраивает, — отметил Асланян, подчеркнув, что конфликт никогда решён не будет, а «непроизведённое количество автомобилей страна даже не заметит».

В целом же на производство конфликт рабочих «АвтоВАЗа», которые планируют 14 декабря провести в Тольятти митинг против массовых сокращений и низкой заработной платы, и руководства повлияет только с точки зрения экономистов, которые считают количество выработки на одного рабочего, количество произведённой товарной продукции и в целом занимаются макроэкономическими показателями. И получается, что выработка завода не дала плановых показателей в тот день, когда бастовали, — считает Сергей Асланян.

Кроме того, с человеческой точки зрения, по мнению нашего собеседника, также ничего не изменится, поскольку наличие или отсутствие на складе «Жигулей» не играет никакой роли:

— Месяц назад была серьёзная проблема с недопоставкой комплектующих, когда пресс-служба «АвтоВАЗа» показала на всю страну, что там работают не очень умные люди с короткой памятью и у них очень большие проблемы с пиаром и профессионализмом. Вышел пресс-релиз о том, что чтобы не производить некомплектные машины, «АвтоВАЗ» останавливает конвейер. Это скандал, и линия, которая делала Kalina, Granta, Datsun, стояла. Через 3–4 дня им удалось реализовать все свои намерения, договориться с поставщиком, завод более или менее заработал, после чего выходит шикарный пресс-релиз, что у них осталось 4 тысячи некомплектных машин. То есть в первом пресс-релизе они говорили, что их не будут выпускать, поэтому конвейер останавливают, а потом выясняется, что они на самом деле произвели некомплектные автомобили, — рассказал журналист, добавив, что данные события («то, что 4 тысячи товарных единиц продукта являются некомплектными, потому не могут быть отгружены в торговую сеть») «никак» не сказались ни на покупателях, ни на экономике страны, ни на показателях завода.

[:same:]

Естественно, сам завод от внутренних проблем и «разборок, связанных с коллективом, персоналом, поставщиками», лихорадит, но на страну, по мнению Сергея Асланяна, это никак не влияет:

— В стране от этого абсолютно ничего, никак и нигде не происходит, и страна вообще об этом не должна знать.

Что касается цен на автомобили, они будут расти неизбежно, отмечает эксперт.

Во-первых, потому что «АвтоВАЗ» является на 80% российским, но на 20% его производят за рубежом. Импортозамещению детали не подлежат, поскольку «мы утратили свои компетенции по некоторым направлениям, и есть в двигателе большое количество деталей, которое в нашей стране больше не делает никто»:

— Мы, конечно, можем супостату грозить кулаком сколько угодно, но после этого мы приползём на четвереньках к супостату и скажем: «Супостат, ты нам отгрузи, пожалуйста, товарную партию, а то нам конец. Мы-то, конечно, очень гордые, компетентные, наши рабочие и инженеры лучшие на планете, но, к сожалению, некоторые вещи мы делать не умеем». «АвтоВАЗ» на 80% наш, на 20% — импортный, деваться некуда, — отметил собеседник.

Во-вторых, у «АвтоВАЗа» огромное количество поставщиков, у которых через некоторое время, «хотим мы того или нет, будет расти жадность и будет расти себестоимость производства, поэтому, если они не придут в «АвтоВАЗ» в этом месяце, придут через полгода, с требованием пересмотреть закупочную цену», говорит Асланян:

[:rsame:]

— Пример — Димитровградский завод, из-за отсутствия продукции на котором конвейер встал на 3 дня и были произведены треклятые 4 тысячи некомплектных машин. Димитровградский завод сказал, что они уже упали ниже рентабельности: мы вам [«АвтоВАЗу»] продаём эти задние фонари в убыток, поэтому мы не можем. Если мы будем вашим верным поставщиком, мы непременно разоримся. Вам какая разница, мы перестанем вам поставлять фонари в ноябре или послезавтра, в феврале? Сегодня мы перестаём вам поставлять, поточно это невыгодно, а в феврале мы перестаём погружать, потому что нас не будет. И вы всё равно не получите эти фонари, потому что нас не будет.

В-третьих, по мнению журналиста, огромное значение имеет рост цены на энергоресурсы, рост себестоимости любого товара «от колбасы до гаек и болтов».


— И это только первый звонок. Если по Димитровградскому заводу сейчас принимается решение выкупить его, перевести его на орбиту «АвтоВАЗа», то получается феодальный менталитет: ты не можешь рассчитывать на партнёра, потому что либо ты его покупаешь, либо он тебя подводит. То есть это «АвтоВАЗ» в таком случае должен будет скупить всю автомобильную промышленность страны — шинные заводы, стекольные заводы, с красками заводы, с проводами заводы и так далее. Иначе он просто не сможет всё производить. А если он на этот шаг пойдёт (у него нет на это денег) — там те же самые рабочие, которые хотят большую зарплату, и они получают в таком случае новый виток в геометрической прогрессии [того противостояния], который локально сейчас имеют у себя на заводе. Теперь они будут это иметь на всю страну, — резюмировал Сергей Асланян.

[:image:]

Напомним, что сотрудники «АвтоВАЗа» планируют 14 декабря провести в Тольятти митинг против массовых сокращений и низкой заработной платы. Известно, что забастовка может привести к приостановке выпуска автомобилей. Работники планируют пойти на забастовку, если с рядовым персоналом не начнут переговоры.

 

 

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика