«Дорожные страшилки» не так страшны, как кажутся

С 1 сентября начал действовать новый регламент для сотрудников ГИБДД. Водителям его тоже надо знать – это свод правил, по которым строятся взаимоотношения сторон. За неделю новшество успело обрасти массой мифов, развенчать которые «Собеседнику» помог зам. начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор милиции Владимир Кузин.

Миф 1. Об осмотре

Теперь разрешен не только осмотр (п. 149), но и досмотр (п. 155). Первое – это когда смотрят глазами, второе – когда обыскивают (как автомобиль, так и водителя) «на ощупь». Многие автомобилисты опасаются, что им подбросят что-то в машину, и спрашивают: нельзя ли осмотр превратить в досмотр, чтобы уж сразу были понятые и протокол?

– «Превратить» можно, – уверяет Владимир Викторович. – Только непонятно, зачем. Досмотр (как, впрочем, и осмотр) просто так не проводится. Вот вас останавливали для осмотра? Кто внимательно читал регламент, видел: для досмотра (или осмотра) нужна ссылка на конкретный пункт того или иного закона РФ, где указано, при каких обстоятельствах возникает необходимость этого самого досмотра. То есть одно вытекает из другого, и никак иначе: например, есть подозрение, что машина участвовала в ограблении или везет контрафактный груз. Досмотр – действие процессуальное, проводится при понятых, которые не могут быть заинтересованными лицами. То есть ни сидящий рядом с водителем человек, ни оказавшийся в момент досмотра на КПП сотрудник милиции, у которого выходной, на эту роль не годятся.
Если сотрудники ГИБДД ничего не находят, протокол все равно составляется и отдается владельцу автомобиля. Машина может следовать дальше.


Миф 2. О съемке 

Разрешили снимать на видео общение с инспектором ГИБДД (п. 24). Но только в момент конфликта. А если все мирно, то съемка запрещена. Но как заранее узнать, будет конфликт или нет?

– Глупость какая! – возмущается Кузин. – В регламенте четко сказано: «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры», то есть снимать можно все – и конфликт, и мирный разговор. Нельзя снимать только то, что запрещено законом (п. 25). Например, атомную электростанцию. И если даже ее крыша будет видна в кадре, инспектор будет обязан объяснить, почему запрещена съемка.


Миф 3. Об алкотестерах

Среди водителей ходит легенда, что можно купить алкотестер для личного использования и при остановке сотрудником ГИБДД проводить проверку на своем аппарате.

- Это все нелепицы. Каждый алкотестер, который служит для проверки водителя на алкоголь, имеет уникальный серийный номер и соответствующий сертификат. Если же покупать свой аппарат, то на него вы никогда не получите соответствующие документы.

Миф 4. Об остановках

Останавливать машину можно только на посту ГИБДД. Поэтому можно не реагировать на инспектора, машущего вам жезлом на трассе.
– Не советую так делать, – разъясняет генерал-майор милиции. – Проверять документы действительно могут только на посту (п. 63). А остановить могут и на трассе – причин для этого бывает достаточно (п. 63–66, 75). Но если на трассе к вам подходит инспектор ГИБДД и просит предъявить документы, не объяснив, в чем ваша провинность, смело отказывайте ему. Впрочем, насколько я знаю, таких случаев у нас уже не бывает: инспектор всегда найдет мелкое нарушение у водителя, если ему пришло в голову проверить документы не на посту.


Миф 5. О дворниках

Если у вас не горят фары или не работают дворники, а вас остановил гаишник, машину придется ставить на прикол и вызывать эвакуатор.
– Еще одна нелепица, – смеется Кузин. – Кончится дождь или рассветет, и водитель может ехать (п. 48). Но это если у него только дворники или фары не в порядке. Если же неисправность серьезнее, тогда и впрямь придется вызывать эвакуатор (п. 144, 146).

Напоследок совет: в регламенте есть пункт о том, что, если инспектор необоснованно долго оформляет протокол о вашем нарушении, на него можно жаловаться (п. 34). Конечно, нигде не прописано, что, скажем, больше 20 минут штраф выписывать нельзя. Но если эта процедура затягивается минут на 40 или на час, это уже повод. Вам – для жалобы. А нам – для разбирательства: ведь это сигнал о том, что у вас, возможно, вымогали взятку.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика