5 фактов о новом законе, обязывающем возить с собой медицинскую справку
В последнее время бумажник водителя заметно полегчал: талон техосмотра канул в Лету, доверенность больше не требуется, остались только права, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис ОСАГО. Но чтобы водитель не расслаблялся, законодатели собираются подкинуть ему бумажных забот
В последнее время бумажник водителя заметно полегчал: талон техосмотра канул в Лету, доверенность больше не требуется, остались только права, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис ОСАГО.
Но чтобы водитель не расслаблялся, законодатели собираются подкинуть ему бумажных забот, обязав возить с собой медицинскую справку. Такой законопроект «от Минздрава» на грядущей неделе во втором чтении готовится рассмотреть Госдума. Вот 5 главных фактов о новом законе.
1. Раздражение
Еще три года назад медсправку приходилось обновлять регулярно. Она входила в обязательный пакет документов при прохождении техосмотра и требовалась даже при ДТП. Так что как минимум раз в три года приходилось получать новую справку – таков был срок ее действия. Но с конца 2010 года аккуратный водитель мог вспоминать о ней раз в 10 лет – когда приходило время обновлять права. Народ привык, так что вполне понятно то раздражение, с которым автолюбители встретили новость о необходимости всегда иметь при себе справку «первой свежести».
2. Нарушение
Сейчас медицинская справка является разрешительным документом для управления машиной. То есть, если она просрочена, по идее водитель не должен быть допущен к управлению транспортным средством. На деле никто это не проверяет. Справку приходится предъявлять лишь при получении/замене прав либо международного водительского удостоверения, а также чтобы вернуть права после лишения. Так что выходит, что как минимум половину срока действия прав водитель ездит с просроченной справкой. А порой еще и с купленной.
3. Как (возможно) будет
Новый законопроект положит этому конец. Если исключить некоторые новшества, по сути он направлен на то, чтобы нормально заработали уже существующие нормы. Сегодня после получения прав водителя ни к чему обязать нельзя: гаишник не может проверить, здоровы ли вы, а врачи, обнаружив проблемы со здоровьем, не обязаны ставить об этом в известность ГИБДД. Если новые поправки примут, то и гаишники смогут, и врачи будут обязаны.
Кстати, в Минздраве, разъясняя ситуацию, подчеркнули, что «законопроект не предполагает обязательного ношения медицинского заключения». Но в ГИБДД говорят об обратном и ссылаются при этом на тот же Минздрав. Вероятнее всего, никто не обяжет возить медсправку с собой, но иметь – да. Каким образом будет проверяться актуальность заключения медиков, пока не решили – вся надежда на создание единой медицинской базы данных. Второе чтение законопроекта в Госдуме пройдет уже на днях.
Срок действия справки предлагают оставить прежним – 5 лет, если автомобиль используется в личных целях. Таксисты, водители на предприятиях и индивидуальные предприниматели, которые сами садятся за баранку служебного автомобиля, должны будут проходить медкомиссию каждые 2 года.
4. Светлое будущее
И в ГИБДД, и в Минздраве говорят о том, что лучшим вариантом было бы создание единой электронной медицинской базы. Работа над ней де-юре ведется, но когда все заработает, никто не берется даже прогнозировать. Базу обещали еще 3 года назад, в Москве – в начале 2013 года, но воз и ныне там. В идеале все должно выглядеть так: сотрудник ГИБДД остановил вас на дороге, проверил документы и пробил по медицинской базе. У него нет доступа к вашей медкарте – врачебную тайну никто отменять не собирается, но медбаза содержит сведения о наличии у конкретного автолюбителя медицинских противопоказаний для вождения и об актуальности этой информации.
Водителю тоже удобно: не надо возить лишние бумажки. К тому же это отличный способ борьбы с поддельными справками: одно дело – «нарисовать» ее, другое – еще и внести данные в базу. Но пока такой расклад лишь в светлом будущем. Хочется надеяться, что не слишком отдаленном.
5. Новшества
Нашумевший законопроект имеет несколько новшеств: во-первых, предполагается, что на период обследования и лечения автолюбителя его права будут временно приостанавливаться. Кроме того, по медпоказаниям они могут быть аннулированы. Сейчас это тоже возможно, но на практике не работает. Предлагается усилить контроль за выдачей справок, чтобы избежать типичной ситуации в автошколах, когда кандидаты в водители проходят медкомиссию, состоящую из двух врачей, один из которых измеряет давление, а второй проверяет зрение.
Кстати
С 2010 по 2012 год было выявлено более 40 тысяч водительских прав, выданных по поддельным медсправкам или вовсе без них.
Читайте также:
Автоновости от Александра Пикуленко: Молодым не везде дорога
Доверенность на управление автомобилем заменят три документа