Коллега Валерия Золотухина: Театром он не занимался - то актрис лапал, то с перепою мучался
Еще не остыла земля после похорон народного артиста Валерия Золотухина, а о жизни и обстоятельствах его смерти всплывают все новые подробности. Как рассказала в откровенном интервью нашему изданию актриса Театра на Таганке Светлана, попросившая нас не называть ее фамилию, последние два года Валерия Сергеевича сопровождала череда проблем
Еще не остыла земля после похорон народного артиста Валерия Золотухина, а о жизни и обстоятельствах его смерти всплывают все новые подробности. Как рассказала в откровенном интервью нашему изданию актриса Театра на Таганке Светлана, попросившая нас не называть ее фамилию, последние два года Валерия Сергеевича сопровождала череда проблем.
Обвинение департамента культуры в растрате почти 5 млн рублей, выделенных на четыре постановки (свет увидели только два спектакля), и общее недовольство труппы его руководством – не самое страшное. Театральные люди говорят, что главной ошибкой Золотухина стало его неуважение к духу Высоцкого.
Боялся брать Иру замуж
– Золотуха, по сути, был неприкаянным человеком, мужчиной без дома, – говорит Светлана. – Да, у него была жена Тамара, но она его выгнала, когда он занял должность худрука вместо Любимова. Назвала предателем. Валерий Сергеевич часто ночевал в театре. А на Линдт не хотел жениться! Одно дело – заниматься сексом с молодухой, другое – жить с ней. Мне кажется, он робел перед ее красотой, молодостью, энергией. Ирина, безусловно, хотела создать с ним семью – ей нужен был покровитель, защитник, вот она и нашла его в лице Золотухина. Любила ли Линдт его по-настоящему? На похоронах я видела, как от горя еле стояла на ногах Тамара. Ей было не до косметики, не до нарядов. А Линдт к гробу пришла на каблуках, разодетая. И будто бы позировала: то с этой стороны встанет, то с другой, то к голове прислонится – будто искала ракурс, как на спектакле.
– Правда, что он подарил Ирине «Кадиллак»?
– Да не видела я у нее никакого «Кадиллака»! Баснословные заработки Валерия Сергеевича – это миф.
– Золотухин был хорошим худруком?
– Я вам расскажу о его расписании. Каждый день четыре часа он учил текст роли, пять часов – репетиции и спектакль, два часа в фойе театра продавал книги и общался со зрителями, еще два часа пил в буфете с коллегами. На семью и Линдт оставались лишь крохи его времени и внимания. А на административную работу – и того меньше, театром он почти не занимался.
– Вообще?
– А когда? Он постоянно сидел в гримерке: то актрис за жопу хватал, то роли учил, то мучился с перепоя. Его не было в кабинете худрука. Там воцарились его заместитель Любовь Симанова и режиссер Рената Сотириади. Именно они управляли театром. Золотухин доверял Симановой, не проверял ее, вот она и крутила-вертела им как хотела, уволила неугодных людей.
– И Валерий Сергеевич позволял это?
– Да. Итогом его двухлетней работы худруком стало снятие с репертуара двух спектаклей в постановке Юрия Любимова. Это два шедевра нашей российской театральной культуры – «Медея» и «Замок». И введение в репертуар новых спектаклей с любимой Ирочкой в главной роли – «Король умирает» и «Двенадцатая ночь».
Любимов с духом смог договориться
– Что ждет театр?
– Пока неизвестно. И мне от этого страшно. Таганка – не простой театр, там сцена намоленная. Везде витает дух Высоцкого.
– И как вы чувствуете его присутствие?
– У нас постоянно происходят необъяснимые вещи. Во время спектакля «Высоцкий» начинают скрипеть цепи, которые до этого не издавали звуков. И артисты, знающие об этом, не прикасаются к некоторым святыням. Например, Петр Мамонов может подержать в руках микрофон Высоцкого, но говорить и петь в него не будет никогда. Что же наделал Золотухин? Мало того, что раздавал интервью, доказывая, что Володя был жлобом. Так еще заменил фотографию Высоцкого в театре на свою! И когда его гроб выносили со сцены и остались лишь свои, случился еще один феномен. У штатного фотографа сломалась камера, он не смог сделать ни одного снимка. В истории запечатлен только один торжественный вынос гроба со сцены «Таганки» – самого Высоцкого. Вот Юрий Любимов договорился с духом последнего: портретов не снимал, за музеем его следил – потому так долго в театре и оставался. А Золотухин – нет.
К слову
Елена Соловьева, заведующая литературной частью Театра на Таганке:
– Зачем выяснять, каким был Валерий Сергеевич как художественный руководитель? Да в любом случае человек совершил подвиг! Он жизнью своей расплатился, ушел так рано из-за этой должности, а ведь он не хотел руководить...
Ирина Туманова
Читайте также:
Греховодник, сладострастник и... Каким мы запомним Валерия Золотухина?