Сбежавшие электрички. Чем грозит отмена пригородных поездов

«Собеседник» побывал в Тульской области и увидел, что ждет регион в случае обещанной отмены пригородных электричек

Фото: И вот по шпалам, опять по шпалам... // Shutterstock

«Собеседник» побывал в Тульской области и увидел, что ждет регион в случае обещанной отмены пригородных электричек.

[:rsame:]

Слухи о полной отмене электропоездов в Тульской области, прошедшие на прошлой неделе, имели взрывной эффект. Но, к счастью, не подтвердились.

Ранее эта проблема волновала лишь жителей ряда областей, где действительно частично или полностью прекратилось пригородное сообщение. В Новгородской области на этой почве случился даже небольшой бунт. Но именно тульские электрички оказались поводом для того, чтобы Путин устроил разнос кабмину и, как школьника, отчитал вице-премьера Дворковича. Вопрос: так случайно вышло или нам показали красивый спектакль?

[:image:]

Народ голосует за тарифы

Теперь, после веского президентского «Вы что, с ума сошли! Вернуть электрички!», поезда как по волшебству возвращаются на маршруты. Но осадок остается.

Напомним, шум поднялся после заявления главы Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгения Куликова о том, что «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) расторгла договор с правительством Тульской области и электричек теперь не будет. Что в ЦППК почти сразу же опровергли.

– Конечно, они будут опровергать, – прокомментировал нам Евгений Александрович. – Компания хочет в три раза повысить тарифы, а в бюджете Тульской области нет на это средств. Там прошло совещание о продлении договора с ЦППК, договориться не смогли.

Совещание пришлось созвать после того, как вышеупомянутый перевозчик обратился в комитет Тульской области по тарифам и попросил установить стоимость билета на электричку по 50 рублей за зону (10 км) против действующих 16,5. Аргументировали тем, что у них самих сильно возросли расходы. Был вариант покрывать расходы не за счет тарифов, а за счет допсредств из бюджета области – 500 млн рублей в год. Но в бюджете на это предусмотрели лишь 25 млн. То есть кругом тлен и безысходность.

[:image:]

– Было принято решение вынести этот вопрос на народное голосование, – сообщили нам в департаменте транспорта Тульской области. – Либо повышать тариф в три раза, либо полностью отказаться от электричек. На сайте правительства создан опрос – как решат люди, так и будет.

На момент подготовки материала за поднятие тарифов проголосовали 734 человека (56,33%). А за отмену электричек – 569 (43,67%). Час «Х» наступит 15 февраля.

Нерентабельность

[:same:]

Мы побывали в Тульской области и не нашли там никаких признаков железнодорожного коллапса, хотя недовольные есть. Да, там действительно отменили электрички, но далеко не все, только шесть. Как утверждают в областном правительстве, решение об отмене было принято из-за нерентабельности электричек.

– На них и вправду ездили очень мало, – рассказывает таксист Михаил, поджидающий клиентов возле Московского вокзала Тулы. – Но ведь можно было пускать поезда не по 20 вагонов, а, например, по восемь. И им деньги, и людям хорошо. А так на самом деле электрички ходят. Отменили одну электричку на Алексин, но есть другая, до Калуги. Едет через Алексин, останавливается почти везде. И на других направлениях ходят.

По словам Михаила, отмена поездов никак не сказалась на его заработке – клиентов почти нет. Так что с рентабельностью не ладится не только у железнодорожников.

[:image:]

– Только что пришла московская электричка, казалось бы, куча людей, – сетует Михаил. – А все разъехались на автобусах-троллейбусах! В область же на такси никто не ездит, хотя я готов. Куда вам надо, в Алексин? Давайте довезу, по счетчику 200 рублей! А то до электрички еще два часа.

«Газель» – альтернатива

Но Михаил вновь остался без клиента. Если электрички нет, а в область надо, местные выбирают достойную альтернативу – автобус. Чем мы хуже? Тульский автовокзал работает, как советский сталелитейный завод. Шустрые «Газели» снуют во всех направлениях. На самых популярных рейсах – каждые 30 минут. Получается немного дешевле, чем на такси: путешествие до Алексина стоило 160 рублей. Хотя аттракцион был еще тот: периодически машину подкидывало так, что наушники-пробки выбивало из ушей.

– Да в общем-то все равно, как добираться, – делится Виктор, житель деревни Слободка (примерно 27 км от города. – Ред.). – На автобусе немного дороже, чем на электричке. Но они зато ходят весь день, не боишься, что опоздаешь.

Разница в цене на билеты все-таки пока играет в пользу электричек. Например, поездка по ж/д от Москвы до Тулы сейчас стоит 360 рублей. На автобусе выйдет 400. Но очевидно, что, как бы ни закончилось голосование на сайте правительства, народ массово пересядет на «Газели».

– Потому что, если они поднимут тарифы, мне поездка на дачу под Алексином будет стоить 250 рублей, – говорит жительница райцентра Татьяна Ладогина. – Я за такие деньги все в нашем овощном куплю.

[:image:]

У Татьяны серьезное глазное заболевание, она наблюдается в Тульской ОКБ и вынуждена ездить к доктору каждую неделю. Говорит, что, если бы электричка ходила чаще, ездила бы на ней – ей так не только дешевле, но и удобнее.

– И на автобусе просто страшно, особенно зимой, – признается женщина. – Они так носятся, их так трясет, того и гляди окажешься в кювете.

На этот раз все добрались благополучно. А вопрос, что лучше – электричка или автобус, остался открытым.

Поучительный дизель

Бывший работник тульского депо Узловая, ныне депутат гордумы Сергей Бурцев считает, что сложившаяся ситуация может привести к катастрофе в железнодорожной отрасли.

– Нам пытаются выкрутить руки, – оценил обстановку депутат. – Такое ощущение, что наверху не понимают последствий всех этих отмен и повышений тарифов. Когда я работал в депо, у нас ходил дизель до Москвы. Всегда был полный, приносил прибыль. Затем его почему-то решили убрать. А потом снова восстановили. Так вот, после этого мы года два снова приучали людей на нем ездить. Потому что люди очень быстро нашли ему замену. Электрички возвращаются, а вернутся ли пассажиры?

По мнению депутата, история с дизелем вполне может повториться, но уже глобально, по всей области.

[:image:]

Такие вот страсти кипят вокруг электричек. Но мы немного отвлечемся от них и вспомним, что действующий президент сам запустил железнодорожную реформу в 2000 году. И цель «покончить с неэффективностью и непрозрачностью» на транспорте перед сенаторами озвучил. Но с годами что-то пошло совсем не так, и летом 2014-го начались отмены электричек. В Дагестане, Ленобласти и далее по всей необъятной России. Но было как-то не до них. Слухи из Тулы пришли, когда народ отвлекся от темы санкций и обратил внимание на цены в магазинах. И вот Дворковича публично порют, а президент выезжает на белом коне. Нет, все-таки больше похоже на спектакль, который вполне удался.

Меры приняты?

Вскоре после совещания в Ново-Огарево РЖД заявили о возвращении на маршруты 200 пригородных поездов и о намерении в ближайшее время довести это количество до 300. Так, МЖД сообщила о продлении с 6 февраля 4 пригородных маршрутов в Тульской области. С 7 февраля вводятся в расписание 9 отмененных поездов в Рязанской области. В Воронежской области обещают восстановить 39 пригородных электричек. 36 пригородных поездов собираются вернуть в Псковскую область. В общем, жизнь налаживается.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика