Тайны биографии Сулеймана Керимова или чем пахнет скандал вокруг "Уралкалия"

На прошлой неделе российского сенатора (и по совместительству олигарха) Сулеймана Керимова все-таки арестовали. Правда, не у нас, а в Белоруссии. Да и то заочно. Но Интерпол уже готовит наручники

Фото: Сулейман Керимов //

На прошлой неделе российского сенатора (и по совместительству олигарха) Сулеймана Керимова все-таки арестовали. Правда, не у нас, а в Белоруссии. Да и то заочно. Но Интерпол уже готовит наручники. Теперь билет за границу сенатор может купить только в один конец – до следственного изолятора минского КГБ, где он окажется, если покинет страну.

«Бомба» для сенатора

– На рабочий график Керимова это не повлияет, – пожали плечами в его аппарате. – Он сейчас в отпуске (Совет Федерации начинает осеннюю сессию 15 сентября), поэтому никаких рабочих поездок у него не запланировано и соответственно ничего не сорвется.

На сегодня Сулейман Керимов – самый состоятельный и состоявшийся дагестанец в мире. Еще в школе Сулик, так его звали, получил золотую медаль, а сейчас в его активе – акции «Полюс-Золота» и более семи миллиардов долларов. Лезгин по национальности, в армии Керимов дослужился до звания чемпиона ракетной дивизии по гиревому спорту и до сих пор считается тяжеловесом – не только в бизнесе, но и отчасти в политике. Тем более что в институте он стал еще и кандидатом в мастера спорта по дзюдо. Заметьте, еще до знакомства с Путиным.

К власти Керимов был близок всегда. Не то чтобы и в обычном бизнесе, а не только в шоу все делается через постель, но как-то так получилось, что карьерный взлет будущего сенатора начался именно с удачной свадьбы: его однокурсница Фируза оказалась дочерью местного партийного босса. Так что никого не удивило, что вместе с дипломом Керимов получил должность экономиста на солидном махачкалинском заводе «Эльтав», где тогда выпускали телевизоры, а вскоре стал там помощником гендиректора. Но уже в то время, на заре 90-х, в рамках одних телевизоров ему стало тесно.

«Собеседник» связался с Гелой Алпенидзе, ныне находящимся в эмиграции, который заверил, что знает много чего о становлении Керимова как бизнесмена. Но не скажет.

– Интересующего человека я знаю с 1991 года, с самого «закрытого» периода его биографии... У нас с ним была одна совместная фирма... И период в последующие три года – он не оглашается нигде... Моя информация может пролить свет на многое, но ответьте: зачем мне во все это влезать? Есть вещи, сопоставимые с эффектом разорвавшейся бомбы...

Помощник Керимова Алексей Красовский, комментируя этот рассказ, назвал «аферой» и «спекуляцией» именно его, а не стиль работы олигарха. Хотя у бизнесмена репутация финансового инвестора, который покупает активы не для того, чтобы развивать производство, а чтобы выгодней их перепродать.

Полный «Мандат»

Деловые интересы Керимова распространяются на сырьевой сектор, банковский, девелоперский, страховой... Да на всё, что приносит прибыль. А началось с того, что сразу после дефолта 1998 года Керимов заработанные им на банковских операциях 50 миллионов $ выгодно вложил в контрольный пакет инвесткомпании «Нафта-Москва». Потом наметился общий бизнес с Дерипаской и Абрамовичем. Затем – с Потаниным и Прохоровым... В общем, Керимов прочно вошел в «большой круг».

К 2000 году Сулейман Керимов стал не только видным бизнесменом и светским львом, но и депутатом Госдумы (сначала от блока Жириновского, потом от «ЕдРа»). А спустя 10 лет получил даже пост сенатора (от единороссов Дагестана) – серьезное государственное доверие, которого сенатор... не оправдал. На днях стало известно, что финансируемый Керимовым благотворительный фонд «Мандат» в 2011 году был спонсором – о ужас! – «Справедливой России».

– Вы поймите, – объясняет Алексей Красовский. – Керимову приходит по 60–70 обращений в месяц с просьбой о благотворительности. Многим он помогает и просто не в состоянии за всем проследить. До 100 обращений только официально! А ведь есть еще и просьбы от друзей, знакомых.

Олигарх на «пенсии»

Руководство страны тоже поддерживает Керимова. Правда, не очень единогласно. Сенатор входит в так называемый дагестанский клан Медведева, состоящий из богатых уроженцев республики, и в последнее время дела у этого клана идут совсем не по плану. У олигарха, например, они не ахти не только в Белоруссии, но и на родине. В том числе и на малой. Вот и приватизация Махачкалинского морского торгового порта Керимовым откладывается, и футболистам «Анжи» (этим клубом владеет тоже он) предложено затянуть резинки трусов, да и президент Путин до сих пор не сделал заявления по поводу нынешнего международного скандала. За Керимова перед Минском вступился в основном Белый дом.

– Первым озабоченность этой «странной ситуацией» вокруг «Уралкалия» высказал Игорь Шувалов. Многие сразу бросились обсуждать их давние дружеские отношения с Керимовым, но на самом деле ситуация имеет техническое объяснение – Шувалов выполнял поручение премьер-министра, – рассказал «Собеседнику» источник в правительстве. – Когда об этой истории только стало известно, на заседании отсутствовал Аркадий Дворкович, который в кабинете министров курирует в том числе рынок удобрений, вот Медведев Шувалову и поручил. Как только появился Дворкович, заявления стал делать он. А то, что Путин молчит, объяснимо: президент – осторожный и опытный политик, да и реакция в таких ситуациях должна исходить не от первых лиц государства.

Метод Лукашенко

Что касается ситуации. Сулейман Керимов, как владелец «Уралкалия», по одной из версий, решил поглотить Белорусскую калийную компанию, но не сошелся с Лукашенко в цене и этим летом намеренно обрушил рынок (а торговля удобрениями – треть белорусского бюджета). Это Сулейманово решение оказалось для него не столько соломоновым, сколько роковым.

Понятно, что не было законным ни задержание в Минске гендиректора «Уралкалия» Баумгертнера, ни заочный арест Керимова, но Лукашенко вряд ли пошел бы на такие шаги, не будучи уверенным, что Путин не станет рвать на себе рубашку ради «человека Медведева». Во всяком случае, разговоры о продаже Керимовым акций компании уже пошли.

100 млн $. А может, и больше

Павел Траулько, начальник отдела информации и связи с общественностью Следственного комитета Республики Беларусь:

– Действия Керимова квалифицированы следствием как организация злоупотребления властью и служебными полномочиями (пункт 4 статьи 16 и часть 3 статьи 424 УК Белоруссии). Максимальная санкция статьи – до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы о совершении явных злоупотреблений служебными полномочиями в корыстных целях, повлекших нанесение существенного вреда общественным и государственным интересам Республики Беларусь, а также ущерба в особо крупном размере акционерному обществу «Беларуськалий». Уже на сегодняшний день установленный размер хищения и ущерба составляет порядка 100 миллионов долларов США. В настоящее время мы не исключаем, что сумма ущерба может быть значительно выше...

 

Читайте также:

Как в деле Владислава Баумгертнера Белоруссия мстит Москве за российскую оппозицию

Стало известно, какое наказание грозит основному акционеру "Уралкалия" Сулейману Керимову по делу Владислава Баумгертнера

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика