Мама – тетя воспитательница

Дети ходят в детсад, который находится прямо у них в квартире, а их родная мама мало того что оформлена тут как воспитательница, о чем есть соответствующая запись в трудовой книжке, так она еще и получает за свою работу деньги! Подобных детских садов в Москве уже около двух сотен. Называются они семейными.

Воспитательница Дарья Евгеньевна Александрова стоит у стола, где девочки Рая и Галя рисуют пасхальные открытки, завтра они пойдут в 1-ю Градскую больницу и подарят их пациентам. Трехлетний Женя просто разглядывает книжки – для столь ответственного занятия, как рисование открыток, у него пока не хватает навыков. Четвертый воспитанник дошкольного учреждения – годовалый Федор сидит у Дарьи Евгеньевны на руках, откровенно злоупотребляя родственными связями, ведь Даша для этих детей не просто воспитательница – она их мама.

Право открыть семейный детсад имеют родители (точнее, один из них), воспитывающие трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Когда кто-то из детей идет в школу и дошкольников становится меньше трех, садик расформировывается. Чтобы сохранить его, можно принять к себе ребенка из такой же многодетной семьи.

Усатый нянь

– Семейный детский сад существует на базе государственного. Это вроде как группа, только находится она не в нашем помещении, а по месту проживания – дома, – поясняет директор московского детского сада №376 Мария Смелова. – Тот родитель, который берет на себя функцию организовать детский сад, становится нашим сотрудником – воспитателем. Мы платим ему зарплату – это около 15 тысяч рублей, помогаем методическими материалами по развитию и образованию детей, литературой…

Кто будет оформлен воспитателем – мама, как в случае с Дашей, или папа, – неважно. В многодетной семье Колосовых, также приписанных к детскому саду №376, воспитателем стал папа. 48-летний Александр – выпускник МАИ. Прежде чем его зачислили в штат, пришлось пойти поучиться на краткосрочных курсах повышения квалификации в Московском институте открытого образования. У Колосовых двое взрослых и четверо маленьких детей, самая младшая – Любашка родилась несколько месяцев назад.

– С детьми в основном занимаюсь я, поскольку сижу дома, – рассказывает Ольга Колосова. – Никаких жестких условий нам в этом плане не выдвигают. То же самое – с расписанием занятий. Мы, конечно, стремимся приблизить его к садиковскому, чтобы были и лепка, и рисование, и развитие речи, но из-за маленького ребенка у меня это не всегда получается.
– Поблажек много, – подтверждает Александр. – То есть вопрос так не стоит, что мы вам зарплату платим, а вы каждый пункт соблюдайте.

Мама – повар, что такого?


В настоящее время семейные детские сады в Центральном округе Москвы посещает 121 ребенок. Это целый стационарный детский сад!

 – Поначалу многие многодетные мамы восприняли эту программу как материальную помощь, – рассказывает Мария Овчинникова, ведущий специалист управления образования округа. – Ажиотаж схлынул, когда они поняли, что это работа с кругом обязанностей. Что существует отчетность, пусть и минимальная, что надо взаимодействовать с детским садом, заниматься с детьми по определенной программе, направлять все силы на развитие ребенка… И мы на собеседовании с родителями обязательно проговариваем, что это все-таки работа. Но при этом никто не заставляет пап и мам прыгать выше головы. Нет возможности заниматься дома, как у Колосовых, – пожалуйста, можно делать это на базе государственного детского сада. Мама будет с колясочкой во дворе гулять, а с другими детьми в это время позанимаются психолог и старший воспитатель.  

– А то, что воспитателем оформлен папа, а с детьми занимается мама, является грубым нарушением?

– Понятно, что папы, а у нас в округе 5 пап-воспитателей, стараются еще где-то подрабатывать. Но мы к этому относимся снисходительно, все равно детей ведь воспитывают оба родителя, независимо от образования. Кстати, для открытия семейного детского сада наличие диплома не обязательно. У нас в округе есть мамы и с десятью классами. Им просто пришлось отучиться на курсах повышения квалификации большее количество часов.

У Дарьи Александровой за плечами физмат МГУ, аспирантура, кандидатская диссертация и несколько книг, изданных в том числе и за рубежом. В детском саду №376 на Дашу не нарадуются: очень активная, любознательная мама – посещает семинары, задает много вопросов. «Я не для того рожаю детей, чтобы их куда-то отдавать, – говорит Даша. – Для меня семейный детсад – возможность всегда быть рядом с ними и еще получать за это деньги».

Всего у Даши пятеро детей, старший – веселый и обаятельный Герман уже не садиковского возраста. Их папа – очень занятой человек, он заведует приемным покоем ЦКБ, поэтому основные хлопоты по воспитанию детей лежат на маме и бабушке – Галине Викторовне. Мама же уборщица в своем детсаду, а также повар – помимо зарплаты воспитателю, семейному садику выделяются деньги на питание детей. Сумма такая же, как в стационарном дошкольном учреждении, – 76–86 рублей в день (в зависимости от возраста) на одного ребенка.
– Мы получаем рекомендации относительно питания детей, но влияние семейных традиций и тут остается достаточно сильным, – говорит Дарья.

Вы уволены!

– А если родители, открывшие семейный детский сад, ну совсем уж халатно будут относиться к своим обязанностям? – допытываюсь у Марии Овчинниковой. – Загуляет какая-нибудь молодая мама – и никаких тебе дневников наблюдений и прочей отчетности.

– Мы имеем право в одностороннем порядке расторгнуть трудовой договор с таким воспитателем. Но, по счастью, к нам пока идут родители ответственные. Недавно вот позвонила мама с Мещанки, у нее трое детей, у одного из них – церебральный паралич. Конечно, семейный детский сад для нее – это выход.

При этих словах я снова подумала про многодетную маму Тамару Захарову из поселка Первушино Костромской области, «Собеседник» писал о ней в декабре прошлого года. После гибели мужа Тамара одна тянет маленьких детей, всех доходов – пенсия по потере кормильца. Если бы не помощь известной благотворительницы Валентины Александровны Бородиной, принявшей беду семьи близко к сердцу, приходилось бы совсем худо. Об организации семейного детского сада Тамара может только мечтать, потому что такой программы в Костромской области нет. А ведь это не такое уж сложное дело, как показывает опыт Москвы, – назвать маму воспитательницей и платить ей не 15 тысяч, как в столице, а хотя бы пять…

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика