14.04.2009

Голодный край

У приморского села Светлогорье только название светлое. Здесь почти у половины жителей долгов перед местными магазинами – на 10–20 тысяч. И неудивительно – работникам градообразующего предприятия «Русский вольфрам» с января прошлого (не этого!) года задерживают зарплату. Люди голодают всем селом.

Хлеба купить не на что

На пригорке работают четыре женщины-геолога. Люди такой компетенции в крае – штучные экземпляры. Но вместо сбора полезных ископаемых они собирают в большие мешки мусор. Это город Лучегорск в качестве помощи дал им возможность подзаработать на общественных ра­ботах.
– Работы мы не боимся, но морально тяжело. Я зашла на фабрику. Сердце кровью обливается – всё во льду, сосульки висят, – говорит пока еще работник «Русского вольфрама» Татьяна Майорова.

У нее долгов в магазинах на 10 тысяч, за квартиру – 24 тысячи плюс ссуда в банке. Предприятие ей задолжало почти столько же. Теперь даже в магазин стыдно заходить, да и не дают там в долг в последнее время даже самое простое – макароны, масло…
– Я видела, как девушка с ребенком пришла в магазин. Он ручки протягивает, просит купить хлеба, а ей не на что, – говорит Татьяна.
Хорошо тем, у кого дачи. Остальные, кроме как на тайгу, больше ни на что не надеются – ходят в лес, собирают корни элеутерококка, продают. Работа тяжелая, а в день больше 150 рублей не выручишь. Люди массово переходят на картофельные очистки.
– С мыслью о еде мы ложимся спать. И встаем с ней же, – признается Вера Шистопал.
Предприятия ЖКХ на жителей уже в суд подают. В марте отключали воду. Один бывший работник предприятия признался, что у него несколько месяцев нет света – отключили за неуплату.

В долговой яме оказались не только работники ООО «Русский вольфрам», но и предприятия ЖКХ, администрация села, магазины. Например, хозяйка магазина «Саня» Надежда Свистунова рассказывает:
– Жители должны нам от 500 до 19 тысяч рублей. Работодатель обещал зарплату, мы и давали в долг в ожидании, что люди принесут. Я сняла деньги со сберкнижки. Вложила. Еще раз вложила… Но ожидания не оправдались. Кто знал, что придется закрыть ООО "Русский вольфрам". А мы работаем, чтобы накормить людей. Жалко их. Они-то не виноваты.
Перебои с зарплатой тянутся с начала 90-х. Дети должников выросли, у некоторых свои дети родились, а в магазинах всё существуют долговые книги. Но раньше деньги хоть возвращали. Сейчас уже год, как долги просто переписываются из тетради в тетрадь.

Как всё начиналось

Как же до этого дошло? С 1985 года почти все трудоспособное население села работало на предприятии, которое добывало и обогащало вольфрам на Лермонтовском месторождении. Предприятие много раз переименовывалось, но жители его запомнили под названием «Лермонтовская горнорудная компания».
В 2004 году она стала банкротом.

Как рассказала жительница поселка Нина Хомякова, в 2004 году большая часть работников ЛГРК заключили договор с «Дальполиметаллом». Но поскольку ЛГРК признали банкротом, конкурсным управляющим назначили Бориса Медведева. В марте 2006 года Медведев на каких-то непонятных основаниях не стал продлевать договор с «Дальполиметаллом», а заключил новый с недавно созданной фирмой ООО «Вольфрам». Предприятие раздробилось. Основной кредитор ЛГРК – налоговая инспекция решила выставить всё имущество ЛГРК на торги.
– В торгах участвовали предприятия, которые не имеют никакого отношения к горнодобывающей промышленности, – говорит Нина Хомякова. – А которые могли выполнять работы, даже записаться не смогли. Такая клоунада была! На второй день подачи заявок выставили вооруженных людей. Привезли человек 20 нерусских малолеток, которые якобы были претендентами на участие в торгах.

В день торгов, 13 июня, «заложили бомбу».
– Утром я пошла на работу. Мне навстречу целая толпа из управления идет. Говорят: раздался звонок, сказали, что администрация предприятия заминирована. Приехали милиция, скорая, пожарные… Я видела, как искали мину: в мой кабинет зашли, в потолок посмотрели и вышли. Потому что не было никакой мины, и милиция об этом знала! Торги в управлении не состоялись, потому что «была криминальная обстановка». Так они же ее и создали! – говорит Хомякова.

Виновных не найти

В общем, владельцем завода стала сейшельская компания «Вист-авто центр». Позже она переименовала ЛГРК в ООО «Русский вольфрам», но развивать производство, судя по всему, даже не собиралась. Руководители компании уже 15 июня, спустя два дня после торгов, стали обзванивать тех, кто хотел купить предприятие, предлагая перепродать его за большую цену. Этот номер у них не прошел. Начались суды о признании незаконности торгов. Тогда предприятие перестало работать. Сначала людям еще выплачивали деньги для отвода глаз, потом прекратили.

Главный аргумент незаконности торгов – никто не имел права градообразующее предприятие продавать на общих основаниях, но… Глава администрации Светлогорского сельского поселения Александр Тююшев выдал характеристику села Светлогорье: из 886 человек трудоспособного возраста на ЛГРК работают всего 37, а большая часть (232 человека) трудятся на «Дальполиметалле», следовательно, ЛГРК – не градообразующее предприятие. В общем, сработал под дурачка господин Тююшев. Не мог он не знать, что в филиале «Дальполиметалла» фактически работали специалисты ЛГРК. Зато теперь говорит красиво:
– Да, это градообразующее предприятие. Особенно сейчас это почувствовалось, когда предприятие полностью перестало платить не только зарплату, но и налоги. Мы с августа не получаем ни налогов, ни плату за аренду, а это 60 процентов бюджета собственной доходной части. Средств хватает только на выплату заработной платы работникам администрации не в полном объеме. Но законодательно государство не имело права вмешиваться в частный бизнес.
Когда главе был напрямую задан вопрос, зачем он представил в суд характеристику, из которой следует, что ЛГРК не является градообразующим, он сначала юлил. Потом признался: да, сразу было понятно, что «Вист-авто центр» купил предприятие для того, чтобы его перепродать, и пусть было бы так, но суды затянули процесс. Некоторые жители уверены: глава просто получил на лапу.

Итог: прокуратура делает вид, что не может найти владельцев компании и их соучастников. И вряд ли найдет.
Да жителям Светлогорья и не нужны виновные, им нужна работа. Любая и где угодно. Женщины-геологи, собирающие мусор, уже подали документы на работу в открывающемся на севере страны предприятии.
– Придет вызов, поеду, – призналась Татьяна Майорова. – Мне 52 года, и ехать, конечно, не очень хочется. Но куда деваться?

Специально
для «Собеседника»
Анастасия Попова
(«Арсеньевские вести»). Приморский край.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика