Автопром – не игрушки!

Сколько денег ни вливали в «АвтоВАЗ» с начала кризиса, как ни поддерживали его другими мерами, а все равно приходится автогиганту сокращать рабочих. Теперь еще появилась новость: на части площадей завода вроде как собираются открыть производство по сборке игрушек. Выходит, все миллиарды были потрачены на то, чтобы на месте завода по выпуску российских автомобилей появился завод по сборке импортных игрушек?

Ну что же, когда-то надо принимать решение. Сейчас его заставляет принять кризис. Начну с предыстории. В 90-е с рыночными реформами начался и процесс реструктуризации предприятий. Кто-то в него не вписался, например такие символы советской индустрии, как завод им. Серго Орджоникидзе или завод «Красный пролетарий»… Их история закончилась.

Но «АвтоВАЗ», где трудились 100 тысяч рабочих, производил продукцию, которая на внутреннем рынке пользовалась спросом. Считалось, что он сумеет выжить.

В середине 90-х я много общался и с Владимиром Каданниковым («АвтоВАЗ»), и с Николаем Пугиным (ГАЗ). Эти лидеры российского автомобилестроения были уверены: автопром сумеет выжить. И на все предложения начинать его реформировать, чтобы в итоге делать автомобили мирового уровня, не соглашались. Это была их жизнь и их личная трагедия.

До кризиса «АвтоВАЗ» занял, казалось бы, прочную нишу: он производил бюджетный автомобиль для бедных. И в этом качестве доминировал на рынке. Предприятию даже удалось решить больную проблему криминализированных и многочисленных дилеров, которые к нему прилепились. Но он не сделал главного – не собрал суперсильную команду конструкторов, не обеспечил критическую массу модернизации производства…

Начался кризис, и выяснилось, что автомобили, как и остальные предметы длительного пользования, – это самый большой провал на рынке.

«АвтоВАЗу» государство стало давать деньги (главным образом на то, чтобы не выбрасывать людей на улицу) в надежде, что после кризиса он вновь займет свою долю рынка.

Номер не прошел. В Россию пришли многие западные фирмы, которые начали тут собирать машины, ненамного дороже классики «Жигулей», но гораздо более прочные. Единственное, в чем выигрывают «Лады» – их высокая «ремонтопригодность» (их можно починить и на обочине). Но всему приходит конец – даже этому национальному развлечению.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика