Почему россияне хотят демократии без демократических свобод?

Политолог Дмитрий Травин объяснил Sobesednik.ru, почему россияне хотят демократии, но без демократических прав и свобод

Фото: фото: Global Look Press

Политолог Дмитрий Травин объяснил Sobesednik.ru, почему россияне хотят демократии, но без демократических прав и свобод.

Опрос либерального фонда Фридриха Науманна показал, что для 64% россиян важно, чтобы в России была демократия. Вместе с тем 52% респондентов выступают за ограничение работы иностранных компаний в стране, а 58% – за ограничение на ввоз зарубежных товаров. Ещё 70% граждан считают, что государство в той или иной степени должно контролировать СМИ.

Выходит, большинство россиян на всех парах стремится к демократии на авторитарных рельсах. Этот когнитивный диссонанс Sobesednik.ru обсудил с экономистом, политологом, профессором Европейского университета Дмитрием Травиным:

– Меня это совершенно не удивляет, – сказал наш собеседник, – потому что у людей совершенно разные представления о том, что такое демократия. Учёные-то спорят между собой и часто очень по-разному оценивают. А в голове у простого человека может быть что угодно: самый жёсткий авторитарный режим некоторые люди могут считать демократическим. Многие люди говорят, что хорошо бы, чтобы была демократия, но подразумевают зачастую совсем не демократический режим. 

Вопросы о том, хотите ли вы сделать что-то более жёстким или что-то более мягким, более информативны. Но, честно говоря, я не большой поклонник и такого рода опросов. Потому что даже вопрос о том, хочешь ли ты ограничить присутствие иностранных компаний, для простого респондента очень сложен. Это безумно сложный вопрос. Человек не понимает, что значит «ограничить присутствие компаний». Ему можно одновременно задать вопрос: хочешь ли ты, чтобы цены в магазинах были ниже? – и он скажет, что хочет. Но цены ниже, когда больше конкуренции, то есть присутствие иностранных компаний при прочих равных снижает цены. В целом такого рода опросы свидетельствуют о хаосе в голове человека. 

– Недавний опрос «Левада-Центра» показал, что 78% россиян в той или иной степени считают, что России нужна «сильная рука». Этот вопрос понятнее простым людям? 

– Всё, что я вам сказал, относится и к этому: разные люди по-разному понимают «сильную руку». Если одновременно задать вопрос «Хотите ли вы массовых репрессий для укрепления порядка?», я думаю, что они скажут «Не хотим». Очень многие понимают под словами «сильная рука» порядок – просто чтобы было хорошо и не было плохо. А как конкретно это устроить, мало кто понимает.

В зависимости от постановки вопроса люди могут ответить совершенно по-разному. Если заказчики социологического опроса хотят установить тоталитарный режим, они формулируют вопрос так: «Хотите ли вы "сильную руку"?» А если хотят больше демократии, то формулируют, как я: «Хотите ли вы массовых кровавых репрессий для того, чтобы навести порядок в стране?» И получается совершенно другой ответ. 

Дмитрий Травин // Global Look Press

– Результаты этих опросов не свидетельствуют о том, что мы ещё не дозрели до демократии?

– Дозрели или не дозрели мы до демократии – это совершенно особый вопрос, ответ на который наука даёт, как правило, не с помощью массовых опросов. В известном смысле я согласен, что мы не дозрели, но это не значит, что нам её не нужно строить сейчас.

Во всех этих опросах самое главное – интерпретация. Провести опрос несложно, у нас сейчас безумная конкуренция опрашивающих структур, постоянно появляются какие-то новые данные опросов. А вот интерпретировать – это самое сложно: интерпретировать можно по-разному. 

Есть очень хорошее выражение «Невозможно научиться плавать, не бросившись в воду». Если человек бросится в воду, возможно, он начнёт тонуть. Надо его как-то подстраховывать: то ли ему надо плавать с надувным кругом, то ли его надо поддерживать, то ли вообще ничего не надо делать – утонет так утонет... Есть разные мнения, но, как правило, люди не тонут, потому что начинают отчаянно барахтаться и выплывают.

Так вот, нам надо строить демократию – это бесспорно, но это очень сложный процесс. Это не значит, что если сегодня мы введём демократию, она будет как в Германии. Она будет как в Украине, скорее всего. А там есть много негативных моментов: Украина живёт не лучше России, обе страны живут довольно плохо, но при этом у них демократия, а у нас авторитарный режим. 

Оптимальным движением к демократии было бы совместное движение власти и общества, когда они договариваются об оптимальных вариантах движения, не убивают друг друга и не сажают друг друга в тюрьму, а помогают друг другу решать общую задачу, – заключил Дмитрий Травин.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика