Евгений Ясин: Игра в политику на доллары

Экс-министр, экономист Евгений Ясин – о слухах про планы правительства отказаться от доллара в России

Фото: Евгений Ясин // Фото: Global Look Press

На минувшей неделе глава ВТБ Андрей Костин озвучил план по отказу от доллара. Он огласил три пункта (но оговорился, что пунктов на самом деле больше и что специалисты банка еще в середине лета подготовили предложения по увеличению использования рубля в международных расчетах, о чем рассказал президенту Владимиру Путину при встрече летом).

Какие же это три пункта? Во-первых, Костин считает, что в первую очередь надо провести «ускоренный переход» на другие валюты в расчетах с другими государствами по экспортно-импортным операциям. Во-вторых, юрадреса крупных отечественных холдингов тоже переходят в юрисдикцию России. В-третьих, размещение еврооблигаций надо также переправить на российскую площадку и перейти от системы Euroclear на наш аналог.

В подтверждение своих доводов глава ВТБ отметил, что на Дальнем Востоке банк проводит 70% операций с Китаем в долларах, лишь 22% их проходит в рублях и всего 8% в юанях. Он добавил, что раз Россия – крупнейший маркетмейкер по паре рубль – юань, такого рода сделки надо расширять. Но это во многом зависит от желания наших экспортеров, посетовал Андрей Костин (выходит, наши экспортеры все же не готовы отказаться от доллара?).

В качестве валют, на которые стоит сделать ставку, Костин называет евро, юань и рубль.

Насколько реальны все эти планы? Насколько они окажутся выгодными для экономики России?

Разговоры о том, что надо снизить роль доллара в мире, идут уже давно. Даже сам Костин за последние несколько месяцев минимум трижды поднимал эту тему. Так, в июне он также довольно резко призывал к дедоллоризации мировой экономики. «Пора с долларом начинать бороться в мировом масштабе», – сказал тогда он.

И такие призывы доносятся не только из России. Но тем не менее пока к кардинальным изменениям в финансовом мировом поле они не привели. Возможно, стоит задуматься, почему так?

Я уверен: Костин так же хорошо, как и я, понимает: от доллара избавиться можно, но это невыгодно. В данном случае, как мне представляется, с его стороны все это больше игра. Тогда возникает другой вопрос: зачем же он перегибает палку?

Думаю, затем, чтобы озвучить следующие вещи. Во-первых, предложение сделать необходимые (и довольно сложные) ходы нужно, чтобы показать санкционерам (т.е. США): мы ни перед чем не остановимся. Как и другой пассаж: не трогайте нас, мы тоже умеем больно кусаться. Ну и наконец, посыл, что мы тоже находим ответные ходы и с нами не стоит шутить...

В общем, такие игры по большому счету ничем не угрожают экономике, зато показывают готовность к жесткому ответу. Стремление продемонстрировать: мы тоже в игре, мы остаемся в этом поле. И при этом больших потерь не несем.

В общем, на мой взгляд, в этом заявлении больше политики, нежели реальных финансовых механизмов.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2018.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика