Гражданский Ту-160 и сушилки: как будет проходить "путинская" конверсия ВПК
Президент говорит о необходимости конверсии в ВПК после 2020 года. Какой будет диверсификация военного производства?
Президент говорит о необходимости конверсии в ВПК после 2020 года. Какой будет диверсификация военного производства?
Гражданская продукция должна максимально загрузить оборонные предприятия после 2020 года, заявил на совещании, посвященном вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса в Уфе, Владимир Путин. Данные меры должны обеспечить финансовую устойчивость предприятий ВПК после того, как пройдет пик поставок в рамках государственного оборонного заказа.
К 2025 году предприятия должны выпускать до 30% продукции гражданского и двойного назначения, к 2030 году — до 50%, и для достижения этих результатов диверсификация должна быть проведена системно, а не ограничиваться отдельными успешными проектами, добавил Путин. Для решения задачи предусмотрено льготное финансирование предприятий Внешэкономбанком и Фондом развития промышленности.
На данный момент российские предприятия уже выпускают гражданскую продукцию. Например, концерн «Техмаш» госкорпорации «Ростех», специализирующийся на производстве высокоточных и обычных боеприпасов различного назначения к наземным, морским и танковым артиллерийским системам, уже представлял на международных выставках гражданские разработки: аппараты для приготовления кофе по-восточному, сушильные установки для овощей и фруктов, а также образцы мини-пивоваренных заводов.
«Еще одна конверсия ударит по обороне и экономике страны»
Проблема конверсии возникает перед предприятиями ВПК из-за цикличности оборонного заказа, которая зависит от программ перевооружения армии. О конверсии часто говорили в прессе и на телевидении в 80-е и 90-е: считалось, что объемный оборонный сектор экономики после перехода на выпуск гражданской продукции сможет наполнить рынок недостающими товарами легкой промышленности. Но в итоге ожидаемое товарное изобилие пришло из-за рубежа, а оборонно-промышленный комплекс еще долгое время находился в кризисе.
Среди причин провала конверсии времен перестройки в СМИ обычно выделяют запуск на оборонных заводах производств, не связанных с их специализацией. Часто оборонные предприятия производили, например, мебель. Кроме того, происходило неэффективное обучение персонала, отсутствовал стимул у сотрудников предприятий к выпуску новой продукции. Также не была реализована система по передаче новейших военных разработок в гражданское производство, весь процесс диверсификации был хаотичным.
Опыт 30-летней давности вспоминает военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков:
— Тогда принимались меры, не способствующие увеличению выпуска высококачественной гражданской продукции, а ведущие к уничтожению ВПК. Вот это главная ошибка. Не ошибка — преступление, вообще-то говоря. Между 80-ми и 90-ми был разгром не только ВПК, но и гражданских производств. Потому что предприятия, которые занимались выпуском военно-промышленной продукции, выпускали и гражданские высокотехнологичные продукты. Эти предприятия относились к высокотехнологичной сфере: выпускали, например, телевизоры.
Константин Сивков считает, что сегодня оборонным предприятиям не нужен переход на выпуск гражданской продукции. Еще одна конверсия ВПК, по его мнению, ударит по обороне и экономике страны:
— То, что наш кандидат в президенты ведет такие речи, это говорит о том, что он, по всей видимости, не до конца себе представляет меру опасности и угрозы нашей стране в ближайшей геополитической перспективе.
Опыт успешной конверсии
Одной из причин слабого спроса на отечественные, в том числе и высокотехнологичные товары, являлось открытие рынка для зарубежных производителей. Известный факт, что значительную часть товаров широкого потребления, в том числе и упоминавшиеся уже телевизоры, привозили из Китая. В этой стране после смерти Мао Цзэдуна произошла смена экономического курса, новые лидеры хотели добиться быстрого экономического роста, и базой для изменений мог стать один из самых крупных в мире ВПК.
Китайские министерства, связанные с вооруженными силами, создали свои торгово-промышленные корпорации. Также государство учредило специальные комиссии, которые занимались проблемами преобразования военных производств. Еще одной особенностью конверсии по-китайски было использование труда солдат и офицеров: например, первые 160 объектов свободной экономической зоны Шэньчжэнь строили военные. В 1990-х годах более 1 млн человек из состава сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая по факту являлись не солдатами, а рабочими, эксплуатирующимися прямо у себя в частях. Всего в то время китайский ВПК отправлял на экспорт около 15 тысяч видов гражданских товаров, а к началу нового столетия 80% валовой продукции оборонки составляли товары гражданского назначения.
Малоизвестно, что и США после прекращения «холодной войны» и гонки вооружений проводили конверсию военных производств. Была создана правительственная комиссия, которая изучала предприятия, проведены маркетинговые исследования, после чего все неконкурентоспособные для гражданских задач заводы были закрыты.
По мнению Константина Сивкова, как пример успешной конверсии можно рассматривать только программы, реализованные в Советском Союзе во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.: «Мы восстанавливали и гражданскую, и военную промышленности», — утверждает эксперт.
Однако историки пишут, что перестройка части военной промышленности на мирные нужды была необходимой тогда мерой, без которой было бы невозможно восстановление разрушенной войной экономики. На предприятиях, которые ранее специализировались на производстве танков, были запущены линии по выпуску тракторов: наркомату танковой промышленности в 1947 году предполагалось развернуть производство на полную мощность, произведя 100 экскаваторов, 700 электровозов, 800 породопогрузочных, 200 врубово-навалочных и 600 углепогрузочных машин. Еще один пример той конверсии — завод «Ижмаш», который стал выпускать не только винтовки и автоматы, но и охотничье и спортивное оружие.
Возьмет ли сверхзвуковой бомбардировщик на борт пассажиров?
Ранее во время пребывания на авиазаводе в Казани Владимир Путин предложил создать гражданскую версию стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 — самолета с изменяемой геометрией крыла, которая влияет на изменение скорости при ускорении. В «Объединённой авиастроительной корпорации» президенту ответили, что уже работают над проектом создания сверхзвукового гражданского самолёта.
Этот случай, однако, вряд ли удастся считать удачным примером конверсии, считает Константин Сивков: эксплуатация самолета может обойтись в астрономическую сумму, так как на нем используется специальное топливо, отличное от обычного авиационного керосина:
— Ту-160 — это самолет, на котором из-за конфигурации планера не удастся осуществлять транспортировку большого количества пассажиров. На сверхзвуковой скорости дальность полета у него невелика. У него хорошая дальность на дозвуковой скорости, на крейсерском полете. Превращать Ту-160 в гражданский самолет — это просто дичь!