Михаил Осокин: Иконы, "прямая линия" и Росгвардия против бедности

Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о том, почему одновременно растут финансирование силовиков и долги по зарплатам

Фото: Михаил Осокин // Global Look Press

Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о том, почему одновременно растут финансирование силовиков и долги по зарплатам.

Забастовки, митинги и пикеты становятся все более разнообразными по лозунгам и составу участников. На этот раз акции протеста устроили учителя и воспитатели детских садов в Забайкалье: они вышли на улицу с требованиями выплатить отпускные, задолженность по которым уже превысила 800 тысяч рублей. И подобные сообщения поступают из многих других регионов: задержки зарплаты по стране в целом составили 3,8 млрд рублей — значительно больше, чем годом ранее.

В Москву опять, как в 90-е годы, стали поступать и жалобы рабочих, что с ними расплачиваются не деньгами, а пиломатериалами или кирпичами, и представители профсоюзов говорят, что порой это опять обычная практика: «Это какие-то африканские стандарты».

В ответ на жалобы о нехватке денег чиновники в разных регионах советуют людям развивать натуральное хозяйство, выращивать овощи на дачных участках — в духе знаменитого анархиста Петра Кропоткина, который считал, что большие города должны заняться обработкой земли, подобно деревням, и горожанам нужно вернуться к сельскому хозяйству.

Нарастающие социальные проблемы нашли отражение в многочисленных жалобах и вопросах Путину на недавней прямой линии. Самые острые вопросы в эфире, впрочем, не были озвучены — президента от них заботливо оградили. Например, весьма показательно, что так и не прозвучал главный вопрос, ответа на который от Путина сейчас ждут в первую очередь: будет ли он баллотироваться на выборах?

Вопросы участников этого шоу заранее отрепетировали — на инструктаже, который прошел в подмосковном пансионате «Петрово-Дальнее». Организаторы предусмотрели все — вплоть до наставления гостям прямой линии не пить алкоголь накануне, чтобы не было похмелья. «Нас разделили на несколько групп, каждый зачитывал свой вопрос», — рассказал один из участников репетиции.

И наглядным примером умелой редактуры стала тема реновации: жалобы москвичей в эфир не попали. Несмотря на то, что многие посылали свои вопросы, ни один не был озвучен — а общий вопрос на эту тему задал один из ведущих прямой линии. В общем, грамотно задать по-настоящему острые вопросы было доверено лишь особо ответственным людям — чтобы не произошло никаких случайностей. Примерно как до революции кинохронику про царя разрешали крутить только вручную, особо проверенным людям — а то вдруг механика даст сбой и пленка пойдет быстрее, чем надо?

Конечно, в прямом эфире были вопросы с мест. Но с людьми в регионах тоже заранее поработали, и в соцсетях давно уже ходят многочисленные шутки на эту тему.

Тем не менее прямая линия с президентом все равно наглядно выявила то недовольство, которое побуждает рабочих, врачей, учителей устраивать все новые забастовки и митинги. А что будет, если рабочие начнут сотрудничать с молодежью, со сторонниками Алексея Навального? Похоже, власть обеспокоена такой перспективой — и это беспокойство становится все сильнее по мере приближения президентских выборов.

Сами выборы сюрпризов явно не принесут. Но вот что действительно интересно: что принесет день после выборов? Все больше предположений, что власти сейчас задаются вопросом, не объединятся ли бастующие рабочие с недовольной молодежью. А что, если после голосования они вместе попытаются оспорить легитимность победы кремлевского кандидата? И что, если политические движения к этому моменту станут сильнее, объединившись с рабочими под общими лозунгами — например, против коррупции? У бастующих рабочих, у участников митингов против удорожания ЖКХ уже все чаще появляются и плакаты, критикующие руководство страны за пассивность в борьбе с коррупцией.

Фото: «Новая "Хроника текущих событий"» (ixtc.org)

Это объясняет нервозность власти — и нервозность находит свое проявление в жестких методах, которые используются против оппозиции. Например, в Москве чиновники заранее пообещали всевозможные зрелища в честь праздника День России — шатры племен железного века, турниры средневековых рыцарей, военные лагеря стрельцов, — но главным зрелищем стали массовые задержания участников несанкционированной демонстрации молодежи на Тверской. Людям разрешили наряжаться рыцарями, но не позволили выкрикивать лозунги против власти. Причем омоновцы выхватывали людей из толпы совершенно произвольно — и хитом интернета стал ролик: сторонник Путина ругает демонстрантов — и тут его тоже вдруг отправляют в автозак.

В разных регионах чиновники бросаются пресекать малейшие проявления оппозиционности — например, группу жителей Чебоксар привлекли к суду за то, что они фотографировались с пасхальными яйцами, на которых написали буквы, складывающиеся в оппозиционный лозунг. «Фээсбэшник засунул фотокамеру в наш круг и тоже сфотографировал», — рассказали организаторы акции.

Фотография затем фигурировала в суде как доказательство организации митинга — хотя все это происходило в местном гайд-парке, где разрешено собираться для проведения акций без уведомления. Если так дело пойдет и дальше, то российская власть, возможно, начнет все больше напоминать отставного полицейского капитана из одного из рассказов Чехова: «Этот человек помешан на тему: "сборища воспрещены". И потому, что сборища воспрещены, он не обедает с семьей и не пускает на свою землю крестьянское стадо — а когда его пригласили на выборы, он заявил: вы разве не знаете, что сборища воспрещены?»

По мере приближения «часа икс» — 18 марта 2018 года — власти все более активно укрепляют силовые структуры. Глава Росгвардии сообщил об удвоении численности личного состава ведомства. А правительство изыскало дополнительные доходы на 362 млрд рублей — за счет более высоких цен на нефть, чем прогнозировалось — и вполне ожидаемо появились сообщения: дополнительные доходы бюджета уйдут силовикам.

Впрочем, силовые структуры укрепляют не только за счет вдруг возникших бюджетных излишков — ради этого урезаются и социальные программы. А затем выясняется, что денег не хватает на зарплаты, и в разных регионах вспыхивают все новые акции протеста.

В общем, власти щедро перераспределяют бюджет в пользу силовиков. Ну а населению советуют экономить, поститься и молиться. И вот наглядный пример заботы чиновников о народе: в Волгограде решили выставить на всеобщее обозрение икону, спасающую от нищеты. Чтобы дать возможность помолиться всем желающим, местные власти выбрали бывший кинотеатр «Мир» — там и была размещена икона «Игуменья Афона» (Экономисса), которой традиционно молятся те, кто хочет уберечь себя от нищеты. Просто оживший анекдот о переговорах российских официальных лиц с приехавшей в Москву делегацией из США:

— Дорогие гости, подскажите, чем нам победить неблагоприятно складывающиеся обстоятельства?
— Economy. Just economy. [англ. «Экономией. Просто экономией».]
— Вот именно так мы сами и думаем — иконами, конечно, иконами!

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика