Зачем Эрдоган поплакался о "потерянном друге"?

Sobesednik.ru вместе с экспертами проанализировал заявление президента Турции об утраченной дружбе с Россией

Фото: Реджеп Тайип Эрдоган // Global Look Press

Sobesednik.ru вместе с экспертами проанализировал заявление президента Турции об утраченной дружбе с Россией.

24 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью перед главами местных администраций в Анкаре. Он заявил в частности, что ни Россия, ни её народ не являются врагами Турции. «Наша торговля достигла $35 миллиардов, и мы хотели довести эту цифру до $100 миллиардов. Жаль, что Россия из-за двух пилотов потеряла такого друга, как Турция», — сказал Эрдоган, напомнив, что ежегодно на турецкие курорты приезжало около четырёх миллионов россиян.

При этом, как уже писал Sobesednik.ru, турецкий лидер обвинил РФ в том, что её самолёты в очередной раз нарушили воздушное пространство Турции, однако конкретных доказательств не привёл.

Sobesednik.ru попросил экспертов прокомментировать высказывание Реджепа Тайипа Эрдогана о потерянной дружбе, чтобы понять его намерения и просчитать варианты развития ситуации на пылающем Ближнем Востоке.

Амбиции, да и только

Журналист Орхан Джемаль воспринял заявление Эрдогана о «потерянном друге» скорее как миролюбивый сигнал в адрес разгневанной Москвы. При этом наш собеседник усомнился в том, что российские самолёты, как утверждает турецкая сторона, вновь вторглись на территорию Турции. Последний раз такой инцидент произошёл 28 января, уверен Джемаль.

— Ему [Эрдогану] очень невыгодна Россия как враг, ему значительно удобнее было бы иметь Россию в качестве более дружелюбной Турции державы и не иметь тех проблем, что Россия в данный момент поддерживает две курдские организации, такие как «Демократический союз» и «Отряд народной самообороны».

Эрдоган — это человек, попавший в очень сложную ситуацию, в которой он, с одной стороны, не обладает достаточным ресурсом, чтобы схватиться с Россией на территории Сирии; с другой стороны, от него именно этого ждут его собственные избиратели, которые говорят: «Ты посмотри, Россия же наших убивает, а ты молчишь». Он вынужден мириться с тем, что Россия бомбит его людей — туркоманов. Для Турции они то же самое, что для России жители Донбасса: это свои. Терпя это, он теряет ресурс доверия у населения. Кроме того, у него есть старая головная боль — курды, — объясняет Орхан Джемаль.

— Я надеюсь, что рано или поздно в Турции и в России поменяются лидеры, либо в одной из них это произойдёт. И отношения нормализуются, потому что в конечном итоге это [охлаждение отношений между странами] результат амбиций, — заключил журналист.

[:image:]

Скрытая угроза

Эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий предположил, что на встрече с главами администраций в Анкаре турецкий лидер призвал Россию одуматься, пока не поздно:

— Это высказывание могло быть продиктовано не столько сожалением по поводу обострения между Россией и Турцией, а скорее [выступать] как элемент нажима на Россию, как элемент такой скрытой угрозы. Эрдоган предложил России задуматься о ценности Турции в качестве партнёра на международной арене и пересмотреть свой жёсткий подход и стремление «наказать» Турцию за сбитый самолёт. Это приглашение к переосмыслению, но не извинение или какое-то праздно высказываемое сожаление.

По мнению Троицкого, Россия потеряла в лице Турции если не друга, то выгодного партнёра. Турция, в частности, рассматривалась РФ в качестве союзника на Ближнем Востоке и в качестве хаба для дистрибуции российского природного газа в направлении ЕС. Расхождение во взглядах на судьбу президента Сирии поставило крест на нашем сотрудничестве, с сожалением отметил политолог:

— Эрдоган находится в тяжёлом международном положении, поскольку он пошёл на серьёзную ссору не только с Россией, но и с США и рядом других союзников по НАТО, которые совсем не хотели бы, чтобы их страна-союзница подливала масла в огонь вот этой войны всех против всех в Сирии. Эрдоган также вызывает раздражение у многих в Европейском союзе, поскольку напрямую шантажирует ЕС проблемой беженцев, с которой Турция реально столкнулась и которая вполне серьёзна. Но Эрдоган просто жёстко требует от Европейского союза денег, что, понятно, не создаёт ему резерва дополнительных симпатий.

Кровавый тиран

Член международного комитета Госдумы депутат Роман Худяков весьма эмоционально отреагировал на выступление Реджепа Тайипа Эрдогана. Парламентарий подчеркнул, что между российским и турецким народами как были, так и остаются тёплые, дружеские отношения, однако приказ сбить российский бомбардировщик мог отдать только враг России:

— Эрдоган уже потерял лицо перед своим собственным народом. Народ Турции прекрасно знает, что это кровавый тиран, который зарабатывает кровавые деньги, что он финансирует сам ИГИЛ [деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда — прим. ред.] и что все теракты, которые сейчас случаются по всему миру, происходят не без участия спонсора — непосредственно президента Турции. Я уверен, что следующий срок его полномочий будет прекращён, потому что ни один человек в Турции не пойдёт за него голосовать.

Это [заявление о «потерянном друге] — последние крики утопающего. Он такими изречениями пытается в очередной раз подчеркнуть, что виновата Россия, что мы якобы потеряли дружбу, — объясняет депутат Госдумы. — Миллионы наших отдыхающих приезжали в Турцию и пополняли её бюджет. Весь свой товар Турция отправляла к нам. То есть это Турции выгодно дружить с Россией, а не нам с ней.

Худяков убеждён, что любые высказывания Эрдогана — это не более чем «бредовые отголоски» США: депутат Госдумы назвал турецкого лидера «собачкой», которая выполняет приказы Барака Обамы и чётко следует прописанному американцами сценарию.

[:image:]

Извинения не за горами

Президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин полагает, что уничтожение российского самолёта в Сирии — это варварский шаг со стороны Турции. По его мнению, Эрдогану следовало бы «отловить» военных, сбивших наш самолёт, и предать их суду, но вместо этого политик произносит двусмысленные речи:

— Он постепенно начинает всё более хорошо говорить. Но лучше просто извиниться. Сказал бы, что очень жаль, что вы потеряли своих братьев. А здесь такая двусмысленная вещь. Непонятно, как к этому относиться. Жизнь двух военных для Эрдогана, видимо, не очень большое значение имеет: у него их много... Но для нас это имеет большое значение. Подождём, подождём ещё немножко, и он просто уже извинится.

Жизнь устроена так, что ему придётся извиниться, ведь у него огромное количество политических проблем внутри Турции, — уверен Надеждин. — Там ни генералитет, ни многие жители Турции не разделяют его радости по поводу того, что Турция крутая, что она там сейчас что-то кому-то покажет... В Турции, кстати, демократия в этом смысле: там президент и правительство по результатам выборов могут вылететь запросто. Более того, он ведь поругался с американцами, которые ему настойчиво не советовали ссориться с Россией и уж тем более напрямую воевать на территории Сирии. Он создал себе кучу проблем. Думаю, он будет сговорчивее, — рассказал эксперт в интервью Sobesednik.ru.

Пустой бред

Военный эксперт и журналист Павел Фельгенгауэр призвал не относиться всерьёз к заявлению Эрдогана об утерянной дружбе с Россией:

— Он много чего говорит. Тем более что это, в общем-то, такое выступление перед партийными активистами в преддверии очень важного для него референдума по изменению конституции. Не надо вкладывать в это больше, чем сказано. Это бред, это риторические выступления перед партийными активистами. Возможно, он бы хотел договориться с Россией, но условий для этого не существует ни с той, ни с другой стороны.

Фельгенгауэр рассказал, что по нынешней турецкой конституции у Эрдогана не больше власти, чем у английской королевы. Вся власть формально принадлежит премьеру — Ахмету Давутоглу:

— У него договорённость с Давутоглу, примерно как у Путина с Медведевым, что он, формально не имея власти, её осуществляет. Но чтобы это консолидировать, надо менять конституцию, превращать Турцию из парламентской в президентскую республику. А для этого ему нужно проводить референдум, для этого ему нужна широкая общественная поддержка. И это определяющее для него, потому что решается его дальнейшая политическая судьба. Если он останется в нынешних птичьих правах, то вполне возможно, что его потом могут отодвинуть в сторону, то есть он останется формальным президентом, который в школах ленточки разрезает. В этом году ему надо проводить этот референдум и побеждать. Это во многом определяет его внешнюю политику.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика