Историк Андрей Зубов – о "России-Московии" и "Украине-Руси"

Историк Андрей Зубов объяснил Sobesednik.ru, на чем основываются притязания украинских политиков «переименовать» Россию

Фото: В Раде предложили «переименовать» Россию в Московию // Сергей Ковалев / Global Look Press

Историк Андрей Зубов объяснил Sobesednik.ru, на чем основываются притязания украинских политиков «переименовать» Россию.

Sobesednik.ru ранее сообщал о том, что члены Радикальной партии Украины подготовили к внесению в Верховную раду законопроект, предлагающий называть Россию Московией. Свою инициативу депутаты снабдили исторической справкой: как сказано в законопроекте, «Россией» и «Русью» ранее назывались территории, которые ныне принадлежат современной Украине. Депутаты также заявили, что использование названия «Россия» по отношению к Российской Федерации — это агрессивное напоминание украинцам о «временности» их государственности и посягательство на государственный суверенитет страны.

Инициативу Радикальной партии Украины Sobesednik.ru обсудил с известным ученым, историком, политологом и религиоведом, доктором исторических наук Андреем Зубовым:

— «Русь» — это самоназвание викингов, которые отправлялись на колонизацию других земель. Оно происходит от слова на шведском языке «гребцы». Поэтому «Русь» — это слово скандинавского происхождения. До завоевания норманнами Восточно-Европейской равнины никакого слова «Русь» к ней [равнине] не применялось, это были славянские племена. Скажем, византийцы в X веке очень четко разделяли русские названия (это скандинавские названия) и славянские названия тех же земель, той же нынешней Украины. Вот отсюда происхождения слова «Русь».

[:image:]

Когда норманны завоевали вот эти пространства [Восточно-Европейской равнины], они их называли «русские земли», потому что они им принадлежали. Отсюда, кстати говоря, слово «русский» — это же прилагательное, в общем. Ведь удивительно, что когда мы говорим «француз» — это существительное, а «русский» — это прилагательное: «тот, кто принадлежит Руси».

Эти земли далеко не ограничивались нынешней Украиной. Это и Новгород, и Псковская земля, и вся территория Древнерусского государства, включая территорию нынешней Москвы, хоть она позже несколько возникла, и территория между Окой и Волгой, и так далее.

Поэтому Украина — это, безусловно, Русь. Но и Белоруссия по самому названию — «Белая Русь» — это тоже Русь. И то, что мы называем Россией — это на самом деле Великороссия — это тоже Русь.

В действительности эти три территории — Белоруссия, Великороссия и Малороссия — это части Руси. Правильно было бы называть нынешнюю Россию Великороссией как часть бывшей Руси. Так же, как «Великобритания». Это было бы правильное название. А Украину называть Малороссией. В этом нет ничего обидного, поскольку, опять же, все три термина происходят из канцелярии константинопольского патриарха, они все относятся примерно к концу XIII — началу XIV века и имеют в виду совсем не великие и малые [земли].

Под Малой Русью понимается митрополия, то есть исторический центр, а под Великой — колониальная периферия. Так же Великая Греция — само название относилось к территориям в Италии и на черноморском побережье, к греческим колониям. А Малая Греция, Эллада — это то, что мы сейчас знаем как Грецию. На самом деле так всегда раньше называли и так всегда до революции понимали, поэтому называли «русские», а не «великороссы». Это или ошибка, или заведомое действие как раз коммунистов, которые создали Российскую Федерацию на территории великорусских земель и других народов, окружающих ее, и назвали ее Россией. Надо было назвать Великороссией, тогда бы все было на своих местах. Вот в этом все и дело.

— То, что Российскую Федерацию сейчас также называют Россией, можно действительно считать посягательством на государственный суверенитет Украины?

— Мне кажется, что так считать, конечно, нельзя, потому что они [украинцы] сами предпочитают название «Украина». Если бы они назвали себя действительно Россией или Малой Россией, все было бы нормально. В принципе все эти территории с XIV века носят название «Московия». Тогда еще Москва не была центром тех земель, которые стали Великороссией, она была одним из княжеств, не главным.

— Многие сегодня считают, что и вообще нет такого государства — Украина — и не было вовсе, что у него якобы нет национально-языковых и экономических границ.

— Вот это совершенно неправильно. Потому что украинский этнос объективно сформировался в XIV–XV веке. Люди, сами этого не понимая, были украинским народом. Белорусский и украинский эпосы начали формироваться после того, как в 60-е годы XIV века произошло разделение Восточной Руси и Западной Руси из-за того, что Западную Русь освободили от татаро-монгольского ига литовцы, а Восточную не освободили, она осталась под игом.

Люди осознали себя белорусами и украинцами только в XVII веке. До этого они чувствовали себя русскими людьми, такими же, как люди в Москве и в Новгороде. Потом они поняли, что они другие: культура другая, связи другие. Поэтому сейчас существует вполне сложившиеся восточноевропейские народы белоруссов и украинцев, так же как великороссов — или русских, как угодно. Поэтому эта позиция абсолютно неверна.

Это в России кто-то может говорить о временности украинского государства, это неправильное суждение. Украина — это государство, оно надолго, оно настоящее, такое же как Франция, Англия, — заверил в комментарии для Sobesednik.ru историк Андрей Зубов.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика