"Ситуацию со сносом самостроев Собянин продавит"
Sobesednik.ru выяснил у политолога, к кому обращена жёсткая реакция мэра Москвы на споры о сносе «самостроев»
Sobesednik.ru выяснил у политолога, к кому обращена жёсткая реакция мэра Москвы на споры о сносе «самостроев».
Ранее Sobesednik.ru писал, что 9 февраля в Москве начался массовый снос незаконно построенных торговых точек и павильонов. В списке зданий, которые должны быть снесены, было 104 позиции, в том числе и крупные торговые центры.
В ходе демонтажа «самостроев» возле станции московского метро «Новослободская» частично обрушился подземный переход.
Снос «самостроев» породил в обществе протест. Владельцы палаток указали на то, что понесут огромные убытки от сноса торговых точек, на которые притом якобы имели разрешения. Остались недовольны и некоторые жители Москвы, по словам которых некоторые снесенные торговые площади приносили больше пользы, чем вреда.
10 февраля мэр Москвы Сергей Собянин отреагировал на возникший в связи со сносом «самостроев» общественный протест. Он заявил о том, что повсеместный снос торговых точек является актом борьбы за правду и историю России: «Снос незаконных строений в Москве — наглядный пример того, что в России не продается правда, наследие, история нашей страны. Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем».
Sobesednik.ru обсудил с политологом Константином Калачевым, о чем говорит столь резкая риторика в заявлениях мэра столицы и почему при этом они прозвучали лишь спустя несколько дней.
[:image:]
— Константин Эдуардович, как бы вы прокомментировали громкие заявления Собянина о том, что снос «самостроев» покажет жителям города настоящую Москву, и призывы не прикрываться «бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем»?
— С моей точки зрения, говоря о том, что собственники получили ее жульническим способом, а теперь отмахиваются какими-то бумажками, он [Собянин] фактически делает подкоп под всю систему собственности. Отрицание прав собственности демонстрирует правовой нигилизм московского мэра.
— Вы негативно оцениваете снос «самостроев»?
— Когда я смотрю на всю истерику вокруг сноса торговых павильонов в Москве, я удивляюсь тому, как действует мэрия Москвы и ее сторонники. На самом деле все это можно было провести в условиях большего времени, без такого ажиотажа и масштабной конфронтации. Можно было решать вопрос в судебном порядке, а не по-волюнтаристски. Возникает вопрос, кому и что хотели показать.
— А вы как думаете?
— Я по этому поводу иронизирую, что, может быть, Собянин таким образом пытается показать населению, что не намерен становиться президентом. Были же заявления его о том, что «я не пойду в президенты». Может быть, он сознательно показывает, что, кроме Москвы, он ничем не увлечен. А может быть, он просто оторвался от земли и решил старые методы перенести в Москву. Понятно, если Собянин ситуацию со сносом «самостроев» продавит — а он ее продавит...
— Что вы имеете в виду?
— Условно говоря, выборы мэра в Москве еще не скоро. То есть у него нет проблем с необходимостью идти на выборы.
Можно предположить, что Москву стараются сделать красивой, европейской столицей. Год-два тогда можно дать Собянину на то, чтобы показать, что он был исторически прав: что Москва без «самостроев», с новым асфальтом, с новыми деревьями...
— Деревьями? Пока речь идет только о сносе «самостроев».
— Он анонсировал посадку полутора миллионов новых деревьев. Хотя, может быть, это мы чего-то не понимаем.
Так вот — может, через пару лет Москва действительно станет блистающей и яркой столицей. Но пока этого нет, а есть реальные проблемы, с которыми сталкиваются москвичи.
— Почему власти города не могут их решить?
— Здесь можно говорить о столкновении двух ментальностей. С одной стороны — европеизированные москвичи, которые требуют к себе уважения. С другой стороны — ментальность руководителя, который привык ломать через колено.
— Вы вините персонально Собянина в истории со сносом павильонов и торговых точек?
— Я не хочу сюда приплетать корысть и говорить о выгоде крупных сетевых магазинов — то есть что «сейчас снесли, а потом посмотрим, что сделать с землей». Я Собянина винить не буду в этом. Но он очевидно пренебрегает мнением москвичей и демонстрирует неуважение к правовой стороне вопроса. Хотя я уже читал в социальных сетях, что некоторые москвичи поддержали его.
— Его заявления о борьбе за исторический облик Москвы обращены к населению города?
— Я думаю, что это явно не к населению обращено. Может быть, он хочет сделать красивую Москву для нашего первого лица. Вспомните инаугурацию Путина, когда он идет по пустынной Москве. Страдают-то рядовые граждане. Элиты не ходят в эти ларьки, отовариваясь в «Азбуке вкуса». Красивую Москву Собянин пытается сделать для людей во власти и людей богатых. Людей, которых раздражает то, что люди под ногами путаются.
— Вы считаете, что ему не удастся убедить москвичей?
— Он неубедителен. Тучные годы прошли. Мы сейчас в ситуации кризиса. В это время начинать кардинальные перестройки чего-то по меньшей мере странно. Вы знаете, например, сколько будет стоить посадка полутора миллионов деревьев? Или по пять раз менять асфальт?
— Вы говорите, что Собянин неубедителен в своей реакции на снос «самостроев». Неужели он не думает о рейтинге и поддержке?
— Я думаю, его это мало волнует. Можно предположить, что он таким образом отомстил москвичам, которые голосовали за Навального.
— Что вы имеете в виду?
— Обида на москвичей у него может быть. Выборы были трудными. Навальный, который совершенно не подходит на роль мэра, набрал достаточное количество голосов по сравнению с опытным хозяйственником.
— Из-за этих событий рейтинг поддержки Собянина снизится?
— «Вечерняя Москва» назвала ночь, когда снесли множество «самостроев», «ночью длинных ковшей». Такое ощущение, что власти Москвы гордятся этим и Собянин больше переживает не по поводу мнения москвичей, а по поводу мнения вышестоящего начальства.
— Тогда чем вы объясните несколько дней молчания мэра по поводу ситуации со сносом торговых построек?
— Ему пришлось выступать. Если бы повозмущались в соцсетях и всё... А так возникло недовольство общественное — понятно, что надо было как-то реагировать. Хотя нужно было не просто реагировать после, а проводить профилактические работы до. Объяснять, рассказывать о своих планах, получать поддержку. Этого сделано не было. В данном случае реакция мэра запоздавшая. Это похоже на демонстрацию брутальности и альфа-самцовости.
В Москве были и проблемы самозахвата земель, и коррумпированности чиновников. Снос может быть отчасти оправдан, — признает эксперт. — Но объяснения демонстрируют полное игнорирование прав частной собственности. Единственный гарант легитимности данного решения — личная воля Собянина. Он поставил под сомнение те документы, которые люди получали годы назад? С таким же успехом можно сомневаться в тех документах, которые люди получают сейчас. Здесь, опять же, непоследовательность. Если понятно, что были нарушения, то давайте разберемся: кто выдавал, что выдавал.
История некрасивая. Собянин решил стать самим собой и продемонстрировать тот стиль, который ему импонирует. В то же время он показывает, что у него больших федеральных амбиций нет, — отмечает Константин Калачёв.
— А как высшие власти могут отреагировать, если мэр Москвы будет терять популярность?
— Я думаю, что рейтинговый мэр Москвы в планы высшего руководства нашего государства, наверное, не входит. Это определенные риски, — отметил Константин Калачев в интервью Sobesednik.ru. — Вспомните Лужкова, который пытался играть роль в политике.
[Прим. ред.: Юрий Лужков был уволен с поста мэра Москвы, который занимал к тому моменту более 18 лет, «в связи с утратой доверия Президента России» (тогда — Дмитрий Медведев) 28 сентября 2010 года.]
[:wsame:]
[:wsame:]