Андрей Туманов: Янукович - это человек-памятник, в котором сконцентрировано и доброе, и злое

У скрывающегося в Сочи Виктора Януковича наступили непростые времена: Австралия ввела против него санкции, а сына объявили в розыск по подозрению в уклонении от выплаты налогов

Фото: Андрей Туманов // С личной страницы "Вконтакте"

У скрывающегося в Сочи Виктора Януковича наступили непростые времена: Австралия ввела против него санкции, а сына объявили в розыск по подозрению в уклонении от выплаты налогов.

Эти и другие события прокомментировал депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, постоянный колумнист «Собеседника» Андрей Туманов.

— Недавно в сеть попал разговор Лукашенко с пранкером, где тот признался, что готов в случае надобности предоставить политическое убежище Януковичу. Зачем Лукашенко нужно поддерживать Януковича?

— Мне трудно говорить за Лукашенко, но я бы на его месте предоставил Януковичу политическое убежище не потому, что мне нравится Янукович или потому, что я считаю его белым и пушистым и не считаю его преступником.

Для меня Янукович — это человек-памятник, он остаётся неким примером. Я думаю, Януковича мы могли бы обвинить в финансовых и государственных преступлениях, но он сделал одну важную вещь, которая частично его извиняет. Он не стал проливать крови, несмотря на то, что у него был выбор: пролить кровь или потерять всё. И он потерял всё.

Возможно, он этого не ожидал, думал, что как-то вылезет, но всё же крови он не пролил, в отличие от врагов, которые ради каких-то своих ещё не определённых интересов уже пустили кровь... Я думаю, Янукович нам ещё пригодится.

— Что Вы имеете в виду?

— Я имею в виду нам как человечеству. Человек, который всё имел и всё потерял. Человек, который был великим коррупционером, безусловно, но при этом не пролил крови. В нём сконцентрировано всё: хорошее и плохое, доброе и злое. Это живой пример, чтобы люди смотрели на свои поступки и сравнивали их с его поступками. У него очень поучительная жизнь.

— Зачем Януковичу нужно было снова напоминать о себе и записывать обращение к Порошенко? Возможно ли, что он питает надежды возобновить политическую карьеру?

— Януковича можно не любить, но в политических кругах к нему относятся как к птице Феникс. После его политического падения на прошлых выборах, когда он был полностью уничтожен и растоптан, он смог воспрянуть, хотя ни один политик в мире ещё не вылезал из такой грязи, в какую его втоптали.

Он поднялся, сумел поднять людей, это невообразимо, как он смог. Так что я не удивлюсь, если он ещё раз поднимется. Подниматься, когда от тебя все отказались, когда с тобой больше никто не хочет иметь дело, не каждому дано. Мне кажется, он не станет президентом или премьер-министром, он станет публичным человеком, но немного на другой ниве. Может быть, благотворительностью займётся. Что-то обязательно будет.

— Да, но как он может заниматься благотворительностью, когда к нему так упало доверие? На одной из пресс-конференций в Ростове Янукович заявлял, что у него нет ни недвижимости, ни счетов за рубежом, а теперь выясняется, что в Швейцарии на счетах его и его соратников хранится 137 млн евро...

— Счета в швейцарских банках в нашем циничном политическом мире редко кому сильно вредят. Даже если какие-то громкие разоблачения, это не приводит к каким-то необратимым последствиям — скорее, про него будут говорить: «Смотрите, какой молодец, так натырил». У нас пока сознание в России неокрепшее.

Можно не любить американцев, но любой американец, если его соотечественника обвинят в коррупции — что он украл, допустим, сто тысяч долларов, — будет искренне негодовать: как так, человек украл сто тысяч долларов. А у нас скорее будут думать, как повторить этот «замечательный подвиг», хоть десятую часть. Наше правовое сознание недостаточно окрепло.

Мне бы хотелось спросить людей, которые утверждают, что Янукович мерзавец и негодяй, как бы они поступили на его месте? Мне случалось видеть самых громких разоблачителей, которые боролись с привилегиями, ратовали за честность. Потом они получали власть и становились хуже, чем те, кого они когда-то критиковали.

Я не уверен, что те, кто разоблачают Януковича — особенно в нынешней власти — не украдут больше, если окажутся на этом вентиле. 130 миллионов для президента такой страны — это как мелочь в гардеробе. Он мог ворочать десятками миллиардов долларов. Я не знаю о его доходах, я не следователь, я могу только догадываться, но я могу сказать, что соблазны у него были большие.

К сожалению, человек соблазнам не всегда толерантен. Чтобы он был к соблазнам толерантен, общество должно быть зрелое, где это считается не достижением и не лёгким нарушением закона, а тяжким преступлением, позором для тебя и для последующих поколений в твоей семье.

Чтобы знать, что, если ты украдёшь, твоим внукам будут говорить: «Ваш дедушка был вор и негодяй». Тогда будут относиться к своему поведению более осмысленно, не будут воровать вот так напропалую. Хотя всё равно будут, но меньше.

— Сына Януковича обвиняют в сокрытии 42 миллионов гривен. Могут ли у этого быть какие-то политические мотивы?

— Все знают, что сын Януковича тот ещё крендель. Эти слухи доходят до нас, так что я совершенно не удивлюсь, если дело там не в политике. Чего уж тут политику приплетать, если есть готовые правонарушения.

У нас вот тоже большая часть верхушки, так называемой политической элиты, [такая,] что каждого практически можно взять за жабры и найти у него чего-то нехорошее. Другое дело, что у нас такое правосудие достаточно избирательное. Могут выбрать кого-то неугодного или того, кто случайно сам «спалился». Если прошерстить всех, то я уверен, что огромный процент выявленных правонарушений будет.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика