5 неудачных попыток объединения государств

14 ноября 1981 года африканские государства Гамбия и Сенегал предприняли попытку объединиться в единую Сенегамбию. Через несколько лет, однако, страны признали затею провальной и разошлись. Мы вспомнили 5 неудачных попыток объединения государств

Фото:

14 ноября 1981 года африканские государства Гамбия и Сенегал предприняли попытку объединиться в единую Сенегамбию. Через несколько лет, однако, страны признали затею провальной и разошлись. Мы вспомнили 5 неудачных попыток объединения государств.

1. Сенегамбия

Гамбия — одно из самых маленьких государств Африки, расположенное на берегах реки Гамбии и со всех сторон окружённое территорией Сенегала. Его возникновение стало следствием раздела Сенегамбии (территории у рек Сенегал и Гамбия) между Англией и Францией в эпоху колониализма.

В 60-е годы, когда Сенегал и Гамбия стали независимыми государствами, встал вопрос о целесообразности раздельного существования. Серьёзной проблемой были дороговизна содержания границы и разгул контрабанды. Когда же в 80-х маленькая Гамбия стала базой для террористов и повстанцев, борющихся с правительством Сенегала, назрело столь оригинальное решение проблемы.

Однако когда после объединения государств (отметим, добровольного — элиты Гамбии были также заинтересованы в наведении порядка) с нестабильностью в регионе было покончено, начали возникать опасения, что Гамбия потеряет свою культурную идентичность, возникшую за двадцать лет независимости. В 1989 году было объявлено о роспуске конфедерации Сенегала и Гамбии.

2. Югославия

После распада Австро-Венгерской империи по окончании Первой мировой войны на Балканах возникло Государство словенцев, хорватов и сербов, учреждённое одноимённым Национальным советом. В течение месяца под контролем этой организации оказались все земли Габсбургов, населённые южными славянами.

Однако образование ещё одного независимого государства на Балканах не устраивало итальянцев, входивших в число победителей Первой мировой и имевших на регион свои планы. После долгих споров Национальный совет нового государства принял решение об объединении с Сербским Королевством. Так Сербия стала собирательницей южнославянских земель, и так начался эксперимент по воплощению одной из ипостасей панславянской идеи — Великой Югославии — сначала в варианте монархии, затем, после войны, в варианте социалистической федеративной республики.

Однако в составе единого государства противоречия между сербами и хорватами, православными и католиками, христианами и мусульманами начали нарастать. Распад Югославии в девяностых стал, пожалуй, самым большим кровопролитием в европейской истории второй половины ХХ века. Между тем подготовило его вполне объяснимое желание сербов, словенцев и хорватов сбросить ярмо австро-венгерского владычества и создать самостоятельное, жизнеспособное государство братьев-славян.

3. Объединённая Арабская Республика

В феврале 1958 года правительства Сирии и Египта предприняли шаги к созданию единого арабского государства. Главой Объединённой Арабской Республики был избран Гамаль Абдель Насер, один из авторов идеи всеарабского социализма. При одобрении Советского Союза он проводил в ОАР политику национализации финансовой и промышленной сферы. В итоге формирование элиты стало тоже происходить по сути в «ручном» режиме.

В течение некоторого времени Насеру удавалось соблюдать необходимый в этих условиях баланс сил, однако в 1961 году, когда под запретом оказались сирийские политические партии и общественные организации, реакция со стороны бывших «верхов» Дамаска не заставила себя ждать. Офицеры сирийской армии захватили власть в Дамаске в октябре 1961 года. Эмиссар Насера в Сирии легендарный маршал Абдель Хаким Амер был выслан из страны, а союз двух государств распался.

Однако идеи панарабизма ещё долго будоражили регион. В 1962 году сторонники Насера подняли восстание в Йемене, переросшее в «холодную войну» между Саудовской Аравией и Египтом, которая, впрочем, закончилась ничем. Годом позже к власти в Сирии и Ираке пришла социалистическая партия «Баас» и были предприняты попытки возродить ОАР уже в виде «тройственного союза» и даже «четверного» (при участии Алжира). Но политическая нестабильность в этих странах была слишком велика, чтобы их новые лидеры-насеристы могли отвлечься от наведения порядка на родине ради игр на международной арене. Египет же так и оставался унитарной — и притом Объединённой — Арабской Республикой до самой смерти Гамаля Абделя Насера.

4. Арабская Исламская Республика

В Магрибе идеи панарабизма также находили свой отклик. Активным их проводником был президент Туниса с 1957 года Хабиб Бургиба. В 1972 году ему удалось найти единомышленника в лице нового лидера соседней Ливии Муаммара Каддафи. В ходе переговоров, продолжавшихся весь 1973 год, стало ясно, что Алжир, также рассматривавшийся в качестве возможного члена союза, присоединяться к Ливии и Тунису не намерен. В январе 1974 года было официально объявлено о создании единой Арабской Исламской Республики в составе Туниса и Ливии. До объединительного референдума оставалась неделя.

Однако выяснилось, что полковник Каддафи недооценил степень общественной свободы в Тунисе. Более «западному» и светскому государству не так уж и хотелось в Ливийскую джамахирию, в рамках которой, по задумке Каддафи, арабы должны были вместе противостоять «западным империалистам». Наконец, Алжир начал не просто критиковать идею объединения Туниса и Ливии — восточным соседям пригрозили военным вторжением в случае объединения с ливийцами, так как якобы воспринимали объединённое государство Ливии и Туниса как военную угрозу для себя.

В итоге проект был свёрнут ещё до референдума усилиями тунисского парламента и тунисского общества, и президент Бургиба при всём желании ничего не смог поделать. Соглашения были денонсированы, и всё было кончено. Неутомимого Муаммара Каддафи это, впрочем, не сломило: он ещё долго лоббировал идею создания даже не единого арабского Магриба, а ни много не мало Соединённых Штатов Африки.

5. Речь Посполитая

Заключённая в 1569 году Люблинская уния объединила Королевство Польское и Великое княжество Литовское под рукой короля, избираемого шляхетством. Название государства является дословным переводом на польский латинского слова «республика» — общее дело. И действительно, важнейшие решения в жизни государства принимались только со всеобщего согласия представителей шляхты. Каждый из сотен таких «парламентариев» имел право вето, чем и не преминули воспользоваться вскоре соседи. Подкуп представителей шляхты, а затем и прямое навязывание своей воли иностранными правителями стали обычной практикой и к XVIII веку уже практически полностью определяли политику Речи Посполитой.

Многие указывают на то, что для восточных славян владычество Речи Посполитой, веротерпимой и просвещённой, было благом, поскольку надолго вовлекло их в европейскую орбиту. Однако внутренний раздрай, поддерживаемый внешними врагами, ослабил государство поляков и литовцев (а также, как уточняют многие сегодня, белорусов). В итоге Речь Посполитая даже не распалась на составные части — она просто перестала существовать, разделённая между Пруссией, Австрией и Россией, как перестали на долгие годы существовать польское и литовское государства.

Читайте также:

3 эпизода, когда судьба США висела на волоске

7 правителей, причины смерти которых были тайной много лет 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика