"Творчество – неограниченные возможности": урок для специальных детей в Приморье
Sobesednik.ru побывал во Владивостоке на открытом уроке росписи керамики для детей с ментальными нарушениями
Sobesednik.ru побывал во Владивостоке на открытом уроке росписи керамики для детей с ментальными нарушениями.
Мероприятие, прошедшее в столице Приморья 13 октября, было организовано Автономной некоммерческой организацией (АНО) «Благое дело» под эгидой проекта «Творчество — неограниченные возможности», реализуемого региональным отделением компании «МегаФон». Такого рода уроки в открытом формате с воспитанниками Специальной (коррекционной) школы-интерната №1 Владивостока проводятся уже несколько лет подряд.
В качестве не только гостей, но и как непосредственные участники творческого процесса вместе с детьми обычно с удовольствием выступают представители местного бизнеса и медиасферы, которые таким вот образом могут воочию убедиться в эффективности арт-терапевтической методики социальной адаптации подростков, страдающих аутизмом, гиперактивностью, задержкой психического развития и другими ментальными заболеваниями.
А началось все десять лет назад, когда преподаватель художественного училища Геннадий Антропов инициировал добровольческий проект «Благое дело» в форме АНО, руководствуясь в том числе и личным опытом родителя ребенка с ментальным нарушением. Это сегодня о том же аутизме и соответствующих проблемах социально-психологической адаптации регулярно говорят по центральным телеканалам, а на тот момент тема была, скажем так, не на слуху у российской общественности. Поэтому значительным подспорьем для осуществляемой Антроповым идеи стали его многочисленные культурные связи как в самом Приморском крае, так и за его пределами.
Коллеги по творческому цеху с большим интересом отнеслись к системной арт-терапии и стали первыми волонтерами «Благого дела». В результате за прошедшее десятилетие волонтерами побывали многие художники, дизайнеры, журналисты и другие представители творческой интеллигенции Владивостока. Сегодня волонтерские ряды организации регулярно пополняются за счет молодежи, включая и бывших воспитанников коррекционных интернатов, которым удалось адаптироваться в обществе, а в отдельных случаях — и самим обрести творческую профессию.
— Сегодня у нас уже четыре площадки, но основные — две, — рассказывает Геннадий Антропов. — Сюда приходят дети из подшефного интерната №1, с которыми мы занимаемся керамикой. Еще у нас есть детская театральная студия, поскольку мы пришли к тому, что арт-терапия и занятия актерским мастерством дополняют друг друга. И там еще дети из 8-го интерната. Плюс интернат из города Артёма [Приморского края], где мы нашли понимание у руководства и начали выстраивать мастерские на основе уже существовавших швейных мастерских. Там же мы построили печь для обжига керамики, сушильные шкафы, литейный цех. То есть если здесь у нас проходят обучающие уроки и мастер-классы, то там мы уже выстраиваем полный цикл, по которому дети обучаются тому, как делается литьё и так далее. И они уже понимают, как изготавливается изделие от начала и до конца. Мы даже объясняем, как и какую именно глину накопать и как ее подготовить, потому что мы не работаем с сырой глиной — мы ее готовим профессионально.
Как подчеркивает Антропов, вне зависимости от того, удается ли получить спонсорскую поддержку и в каком объеме, с детьми «Благое дело» занимается абсолютно бесплатно. В то же время Геннадий Викторович сетует на то, что такой подход не всегда находит понимание у родителей семейных детей с ментальными нарушениями, поскольку в таких случаях нередко пропускаются занятия (ведь «бесплатно же»), что делает коррекционно-педагогический процесс менее эффективным: если одно занятие пропущено, то «приходится начинать заново». Воспитанники же интернатов посещают занятия организованно, поэтому и результаты социально-психологической адаптации у них значительно более заметны.
— Через полгода после того, как мы все это начали, — продолжает Антропов, — мы получили первый грант, а уже через год нас пригласили в Токио. Потому что японцы приехали, посмотрели наш мастер-класс и сказали: «Мы хотим, чтобы всё это увидели у нас». Их поразило то, что наши дети показывали мастер-класс керамики для них сами, без нашей помощи.
— А факультеты коррекционной педагогики обучают таких специалистов, которые могут этим заниматься?
— В регионах — нет. Пожалуй, только в Москве, в Центре лечебной педагогики. Это то, что действительно котируется. И повышение квалификации у них выстроено довольно грамотно. А на коррекционных факультетах получают только общее образование, которое в дальнейшем можно повышать по каким-либо узким направлениям.
— При этом ведь все чаще появляются и люди, которые вообще без какой-либо квалификации занимаются «лечением аутизма», причем за деньги…
— Это настоящее бедствие! У общества сейчас действительно есть такой запрос. Ведь аутичных детей становится все больше. И получается так же, как со сбором пожертвований... На детей дают, на детях не экономят.
Пока дети разукрашивали керамические поделки, Геннадий Викторович продемонстрировал постоянную выставку самых разнообразных изделий, которые были сделаны за десять лет существования «Благого дела».
Иногда такие экспонаты даже удается реализовывать на праздничных мероприятиях, происходящих во Владивостоке. И поделки детей с ментальными нарушениями обычно пользуются гораздо большим успехом, чем типичная сувенирная продукция, притом что покупатели не в курсе, что их делают «необычные» мастера.
По окончании урока дети с удовольствием продемонстрировали журналистам то, что у них получилось, акцентируя внимание на каждой детали произведенной работы. От замкнутости, характерной для ментальных нарушений, не осталось и следа.
Попрощавшись со своим наставником Геннадием Викторовичем и гостями, воспитанники интерната №1 отправились домой явно в приподнятом настроении. Так происходит после каждого такого занятия, и это является ярчайшим подтверждением того, что керамическая арт-терапия действительно работает.