"В школе тяжелее, чем в бизнесе": как предприниматель стал сельским учителем

Воронежец Кирилл Кожевников рассказал, что заставило его бросить свою фирму и заняться педагогической деятельностью

Фото: Кирилл и его жена Вера // фото в статье: личный архив семьи Кожевниковых

Бывший бизнесмен бросил частный бизнес и круто изменил свою жизнь – пошел работать учителем в школе в Воронеже, а спустя два года уехал в глубинку, став директором сельской школы. Кирилл Кожевников рассказал «Собеседнику», что его побудило пойти на такие перемены и удалось ли в итоге адаптироваться к новой реальности.

Учитель в России

– У меня четверо детей. Когда встал вопрос, где им учиться, стало понятно, что хорошую школу очень трудно найти, даже среди частных есть много разных нюансов. Примерно в это время я услышал о программе «Учитель для России», которая дает возможность любому человеку, имеющему высшее образование и желание работать с детьми, стать учителем в простой региональной школе.

По образованию я инженер, занимался установкой систем видеонаблюдения, а позже организовал свой бизнес по обслуживанию грузовых автомобилей – шиномонтаж, мойка. За годы работы скопилась небольшая финансовая подушка, поэтому рискнул попробовать себя в чем-то абсолютно новом – учительстве. А бизнес передал партнеру.

По программе «Учитель для России» я уже отработал два года в одной из школ Воронежа, когда мне предложили стать директором сельской школы в Макашевке Воронежской области.

Мы, конечно, много путешествовали, жили в разных странах и городах. Но переезд в село – это самый своеобразный опыт, скажем так.

Школа в Макашевке

Инфарктная должность

Первое впечатление – очень позитивное. Глазу приятнее, потому что вокруг красивая природа, люди открытые, меньше шума. Чтобы развезти детей в школу и сад, мне хватает нескольких минут, а не часов, как в городе.

Но, конечно, мы воспринимали переезд как погружение в другую реальность. Городскому жителю непросто переключиться на сельские реалии. Мы долго подбирали, какой снять дом – лучшее, что смогли найти с удобствами. Но и его потребовалось доводить до ума, чтобы можно было жить. Не было канализации, ванна посреди кухни, воды не было, так как сгорело оборудование... Благо у меня отец строитель, помог все починить и наладить. Переезд обошелся под 200 тысяч рублей. Но частично компенсировать расходы обещает администрация.

Школа – средняя по сельским меркам, муниципальная, на 88 человек, с первого по 11-й класс, в нее же входит дошкольная группа – детский сад. Педагогический штат – 12 учителей.

Зарплата учителя в нашем округе – 29,5 тысяч рублей. Но это если человек занимает 1,5–2 ставки по часам. С такими ставками учителя на селе считаются реальной финансовой элитой. Мой оклад примерно такой же – 30,1 тысяча рублей. Выручает стипендия по программе «Учитель для России», благодаря которой можно как-то жить, она составляет 20 тысяч и плюс 15 тысяч тем, кто переехал, на аренду жилья.

Желающих стать директором школы, особенно сельской, мало. Кто захочет брать такую ответственность? Пару лет назад был пересмотр ставок, и оклады директоров упали. Сначала один директор нашей школы ушел, потом долго искали, нашли, уговорили другого, но он попробовал и тоже отказался. Сами директора называют эту работу «расстрельная должность», «инфарктная должность», «собачья работа». И так оно и есть – ответственность громадная, директор отвечает за все, в том числе и по уголовному праву. Ощущение дамоклова меча постоянное. Поэтому, когда я проходил собеседования, на меня все смотрели огромными глазами и спрашивали:

«Вы точно знаете, на что идете?»

Дистанционки нет

Интернета тут практически не было. Но в этом есть и положительный момент – дети не сидят целый день в ютубе и соцсетях.

Дистанционки у нас нет. Малым школам разрешили оставить очный формат, потому что было бы странно рассадить всех по домам, они все равно все живут и общаются компактно, в пределах одной деревни. Но главное – это было бы и невозможно при той низкой скорости интернета, которая у нас есть, и оснащенности компьютерной техникой в семьях, когда не у всех школьников имеется не то что компьютер, а даже телефон. Вотсап у нас – пик коммуникаций. Чтобы проводить зум-конференции и общаться по скайпу, нам однозначно не хватит ни интернета, ни гаджетов. В семье, как правило, один телефон. Максимум, что возможно – это разослать задания по вотсапу, дети их выполняют, фотографируют на «мыльную» камеру, отправляют учителям, которые потом все это с трудом разбирают.

Роскошь нацпроектов до нас не дошла. Компьютеры и проекторы есть в каждом классе, но они примерно 10-летней давности. Для провинции это обычная ситуация.

По успеваемости дети, как и везде: есть сильные олимпиадники, а есть отстающие.

«Президентский обед»

Но больше всего в работе меня удивило отношение сверху. Школы абсолютно зависимы. Дискуссия не предполагается, и директора уже и не пытаются. Пример: проведение аукционов по «президентским обедам» – это бесплатное горячее питание с первого по четвертый класс. Чтобы вы понимали, мы организуем даже аукцион на покупку, например, соли, и сумма эта – 150–200 рублей, но примерно на эту же сумму приходится израсходовать бумаги для того, чтобы напечатать все необходимые документы! И в итоге мы только получили ухудшение качества продукции. И изменить это нереально. Вот это меня удивляет каждый день.

  • Ученые признали удаленное обучение неэффективным

Все учителя у нас работают с перегрузкой. Ни у кого нет нагрузки меньше 24–25 часов в неделю. Все совмещают предметы: биолог ведет географию и курсы, учитель ОБЖ ведет историю, краеведение, учитель информатики ведет физику и труд, учитель началки – музыку и изо. У меня тоже осталось шесть часов математики – решил сохранить преподавание, чтобы не терять связь со школой и реальностью, что сделать очень легко, заперевшись в директорском кабинете.

У всех учителей есть подсобное хозяйство. Просто так принято, здесь все этим занимаются. У многих коровы, куры, козы, огороды. Мы тоже по осени огород себе вспахали, кур планируем завести. Нам подарили саженцы клубники какого-то очень хорошего сорта.

По школе босиком

Коллектив школы нас принял с открытой душой. Но мысль, что какие-то странные городские приехали в деревню, в то время как все стремятся в обратном направлении, в людях сидит. Конечно, обсуждают, появляются странные сплетни – мы стараемся с юмором на это смотреть. Например, почему-то появился слух, что я хожу по школе босиком. Я долго думал, какая могла быть реальная подоплека, но так и не понял. Из неприятного – мы завели киноклуб, потому что это самая легкая активность. Смотрели нейтральный фильм про бойскаутов «Королевство полной луны», и тут же появился слух, что смотрели кино про однополую любовь, хотя там даже намека на это нет и маркировка 12+.

Вопрос, где тяжелее – в школе или в бизнесе, для меня не стоит. В школе, конечно! Какой бы ни был прессинг, когда ведешь свое дело, в системе образования он намного больше.

Не жалеем ли мы, что приехали? Сложно сказать. Мы каждый день об этом думаем. Но у нас все те же желания – сделать хорошую, успешную школу, которая была бы желанным, комфортным местом пребывания, где приятно находиться. Школа не должна вымуштровывать и ни в коем случае не напоминать ни армию, ни тюрьму. Школа нуждается в свободе, как и каждый человек в отдельности.

Кстати

Мультимедийный сервис Okko (входит в экосистему Сбера) представил короткометражный документальный фильм о проблеме образовательного неравенства и программе «Учитель для России». Фильм снял режиссер Кирилл Косолапов, автор документального цикла «Другие люди?» Премьера состоялась 28 октября 2020 года.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2020 под заголовком «Уйти из бизнеса в сельскую школу».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика