"Будут фальсификации": депутат Мосгордумы Бунимович о школьных ВПР в сентябре

В новом году ученикам придется писать всероссийские проверочные работы дважды – в сентябре 2020-го и в апреле 2021-го

Фото: Фото в статье: Global Look Press, Depositphotos

В новом году ученикам придется писать всероссийские проверочные работы дважды – в сентябре 2020-го и в апреле 2021-го

Рособорнадзор определился с датами проведения ВПР (Всероссийские проверочные работы): с 14 сентября по 12 октября. И эксперты, и родители в данном случае едины – сами по себе ВПР нужны, но проводить их сразу после летних каникул, да еще после того, как дети последние три месяца учебного года учились удаленно, вряд ли разумно. 

Что такое ВПР, когда и зачем их проводят в школах

ВПР проводят в российских школах с 2015 года, обычно весной. Таким образом чиновники контролируют как качество работы учителей, так и уровень полученных детьми за год знаний. Другими словами, по ВПР оценивают качество подготовки школьников и усвоения ими программ ФГОС. В этом учебном году ВПР впервые в истории будут проведены два раза в год – осенью и весной.

Между тем профессиональное сообщество едино: проводить такие работы в сентябре мало смысла. Альтернативой контрольных они не являются. Оценить реальный уровень знаний с их помощью трудно. К тому же каждый год в сентябре учителя и без ВПР сами проводят различные тесты и контрольные, чтобы понять: на что нужно обратить внимание и в каких областях, забытых за лето, подтянуть учеников.

Что учителя думают о ВПР в сентябре-октябре 2020 года

Sobesednik.ru опросил несколько учителей разных школ столицы. Одни не увидели ничего экстраординарного в ВПР осенью, предположив, что они ничем не будут отличаться от аналогичных проверок, которые учителя сами устраивают школьникам. Другие пока сами в отпуске и еще не знают, как будут проводить ВПР в их школе.

Третьи выступают активными противниками и делают акцент на том, что в первую очередь это скажется на их профессиональной репутации, так как скорее всего чиновники по результатам ВПР будут делать выводы не столько об уровне знаний учеников, сколько о качестве работы учителей.

А какое качество обучения можно было обеспечить в апреле-мае, если далеко не у всех школьников есть интернет, да и с гаджетами тоже напряженка?

Евгений Бунимович: Давайте сначала научим детей, а уж потом будем проверять их знания

Sobesednik.ru поинтересовался, что думает об инициативе министерства просвещения глава комитета по образованию Мосгордумы, в прошлом учитель Евгений Бунимович.

Евгений Бунимович

– Проблема в том, что в конце прошлого учебного года была особая ситуация – дистанционное образование, при этом переход на него был лихорадочным, – отметил эксперт.

Могу понять желание Минпросвещения, Рособнадзора посмотреть, насколько сохранился уровень образования после того, как дети почти полгода занимались дистанционно, насколько они освоили то, что должны были освоить по программе в это время. Но реализация этого желания мне кажется совершенно неправильной.

Надо хорошо понимать: это был стресс для всех (и для учителей тоже), поскольку для всех дистанционное обучение – совершенно новая история, – говорит Бунимович. – В разных регионах, в больших и малых городах были очень разные возможности, в том числе интернет-возможности. Поэтому непонятно, что будет проверять эта проверочная работа...

Ведь если мы, дай Бог, начнем учиться в нормальном режиме, учителя и сами смогут понять, что же произошло за эти полгода – они ведь тоже не видели детей все это время. А вот через пару месяцев, не исключено, что уже во второй четверти логично было бы провести какие-то проверочные работы.

То есть давайте сначала научим, а потом уж будем проверять, – настаивает глава комитета по образованию Мосгордумы. – А не так, как сейчас придумали чиновники – заставлять учителей и детей жить под дамокловым мечом, угрожая: вот сейчас мы вас проверим...

Повторю, по объективным причинам учебный процесс в конце прошлого года был неадвекватным. Боюсь, что таким же он будет и в начале этого учебного года. Но уже не по объективным причинам, а потому что в школах начнут лихорадочно готовиться к ВПР. А это значит, что под подготовку к ним и их проведение займут уроки, которые сейчас так нужны для другого.

Короче, и учеников, и учителей снова вгонят в стресс и тем самым собьют нормальное начало учебного года.

Я не против ВПР вообще, это нормальная форма замеров качества. Но мне кажется, что в данном случае Минпросвещения и Рособрнадзор думают не столько об учениках и учителях, а о том, как себя прикрыть.

– По результатам ВПР делают какие-то оргвыводы?

– Конечно. В чистом виде ВПР, в общем-то, были бы ничем, если бы из них не делали никаких оргвыводов.

Одно дело, если бы просто хотели посмотреть, как ситуация с коронавирусом отразилась на школьном образовании, причем без отметок, не ставя в известность о проверке ни школы, ни, может быть, даже губернаторов.

Но у нас же не так. У нас будут из всего этого делать оргвыводы. Между тем и школьные администрации, и учителя (да и, честно говоря, региональные управления образования) и без того находятся в стрессе. Можете представить, сколько всего абсолютно нового им пришлось делать в это время?!

Кроме всего прочего, мы прекрасно понимаем, что дистанционное образование мало применимо к тому уровню социального неравенства, которое есть в стране (вот сейчас дали данные по детской бедности, и они просто ужасают)…

Какие могут быть планшеты в малообеспеченных семьях, какой там может быть интернет, особенно широкополосный, который мог дать вход во все необходимые приложения? То есть, к социальному неравенству у нас добавилось еще и цифровое неравенство. Реальность сегодня такова: у российских детей разный доступ к возможностям современного дистанционного образования. Причем по объективным причинам, которые никак не связаны с желанием и возможностями этих детей.

Мне кажется, такого рода проверочные работы сходу, если их проводить в сентябре, лишь углубят социальные противоречия. И этим они особо опасны. Дети с января не учились в нормальном режиме… Так дайте им возможность сначала войти в прежний ритм. И уж потом делайте какие-то замеры. А не наоборот.

Мой многодесятилетний учительский опыт говорит еще вот о чем. У нас и без того самые длинные в мире летние каникулы, поэтому в сентябре привести детей в рабочее состояние нелегко – для этого требуется особое искусство учителя. И если на детей и учителей ко всему прочему будет в это время падать еще и стресс ВПР, это уже слишком.

И главное, все ведь понимают, что из этого выйдет. Вместо нормальной учебы начнется срочная подготовка. Или какие-нибудь фальсификации. То есть вместо нормальной честной работы мы будем детей учить не предметам, а фальсификации.

– О проведении ВПР в сентябре решение уже окончательное?

– Знаете, в связи с пандемией у нас вообще сейчас ничего окончательно не может быть решено. Мы пока планируем, что 1 сентября дети придут в школу.

А что будет дальше, как будет действовать коронавирус, мы не знаем. И если через 2 недели после 1 сентября дети опять перейдут на дистанционку, какое тогда ВПР?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика