Почему ЖКХ опять не готово к зиме и при чем тут олигархи

Череда аварий на объектах отопления прокатилась в ноябре буквально по всей стране. Почему россияне опять мерзнут?

Фото: Это авария в Чебаркуле. Но и в других пострадавших городах картины схожие // фото в статье: Global Look Press

Зима подкралась незаметно. Как обычно в России... Хотя в Минстрое еще в середине ноября провели селекторное совещание, которое показало: все уголки страны готовы к холодам почти на 100%, реальность сильно откорректировала радужное настроение чиновников.

Цифра

К текущему отопительному сезону подготовлены 7,46 млн единиц жилфонда, свыше 70 тыс. котельных, более 170 тыс. км теплосетей и 0,5 млн км водопроводных сетей.

Селекторное совещание в Минстрое 12 ноября. 

Череда аварий прокатилась буквально по всей стране уже во второй половине ноября. «Собеседник» разбирался, можно ли победить эту ежегодную русскую проблему.

Хроника

Остались без отопления и горячей воды:

  • 19 ноября. В Чебаркуле (Челябинская обл.): –20 °С.

Из-за коммунальной аварии в военном городке более 1,5 тыс. человек (14 жилых домов и 2 детсада) замерзали четыре (!) дня. Во время ремонта произошло еще 3 аварии. А когда отопление наконец починили, в одном из домов прорвало трубу на крыше и квартиры залило кипятком. Перебои с отоплением в военном городке начались еще в начале ноября.

  • 19 ноября. В Новосибирске: –30 °С.

Ночью прорвало магистральную трубу. Тысячи жителей остались один на один с морозом (43 многоквартирных дома, в том числе 7 детских учреждений, поликлиника, 9 административных зданий).

В течение недели из разных районов города поступали сообщения о менее масштабных авариях на теплосетях. Были аварии и 25.11 (пострадало 33 дома), и 26.11 (100 домов), и 28.11 – без тепла осталось 14 домов.

  • 20 ноября. В Барнауле (Алтайский край): –30 °С.

Прорыв на магистральной теплотрассе оставил без отопления 2,5 тыс. человек (38 зданий, в т.ч. 26 жилых домов, 3 детсада).

  • 21 ноября. В Ульяновске: –11 °С.

Авария на теплосетях. Без тепла и горячей воды остались 2376 человек (14 многоквартирных домов).

  • 21 ноября. В Перми: –20 °С.

Коммунальщики отключили отопление на 5 улицах города: проводили плановые (понимайте, как знаете. – Ред.) ремонтные работы теплосети, о чем жителей предупредили заранее. Ситуацию проверяет прокуратура.

  • 25 ноября. В Бийске (Алтайский край): –10...–13 °С.

Повреждение теплового оборудования привело к тому, что без тепла остались 6,3 тыс. чел. (218 многоквартирных домов, 2 школы, 2 детсада, станция переливания крови).

  • 26 ноября. В Иваново и Кохме: –7 °С.

Авария на магистральном трубопроводе как раз на границе этих двух городов. Без теплоснабжения остались 15.350 человек (151 многоквартирный дом, 11 социально значимых объектов – школы, детсады и др.).

И это далеко не полный список аварий, которые произошли в России с 19 по 26 ноября. Случались они и до этих дней. А информация о все новых и новых прорывах теплотрасс, как фронтовые сводки, продолжает поступать и по сей день.

В Чебаркуле спасались от холодов, как могли. Например, нагревали кирпичи на газу, этакая имитация печи...

Сварились заживо

Самая страшная трагедия произошла в Пензе. Раннее утро 19 ноября. Из ямы на дороге валит густой пар. Водитель одной из автомашин задевает колесом край ямы, машина падает в нее и переворачивается. Яма мгновенно наполняется кипятком. Очевидцы рассказывали – мужчины успели вылезти, но машина их придавила, а пар довершил дело: люди сварились заживо.

Яма в Пензе, в которой погибли люди

Спасатели извлекли уже трупы – Игоря Чикасова и Владимира Валялкина. В то утро друзья ехали в магазин за фурнитурой – у Владимира был свой цех по производству мебели... У него осталось трое детей, двое еще совсем маленькие.

Виновных в трагедии следователи ищут в ПАО «Т Плюс», которое обслуживает теплотрассу. Но представители фирмы уверяют: они проводили работы по подготовке, никаких проблем не возникало. А еще говорят, что теплотрасса старая (1961 года), что участок ремонтировался в 2005-м, что в 2018-м проводилась экспертиза промбезопасности и эксперты дали заключение: труба прослужит до конца 2020-го... Да и в июле прошли гидравлические испытания, и город получил паспорт готовности к отопительному сезону.

Вот так – жизнь двух человек против бумажек. Смогут ли представители «Т Плюс» объяснить детям погибших, почему так и не получилось вовремя заменить трубу, которой уже под 60 лет? Или уж на худой конец поставить ограждение вокруг участка, в любой момент способного вызвать трагедию?

У Владимира Валялкина дети остались сиротами...

Денег нет. Дай денег!

Как всегда, оказалось: все беды в России от того, что сети изношены до предела, а тарифы для населения слишком малы. В общем, ничего нового: дайте денег!

Этот «плач Ярославны» о том, что сети изношены на 60–70, а то и на все 85%, лично я слышу уже последние лет 20. И о том, что их нужно срочно модернизировать, а то так рванет... И о том, что денег на это бедным коммунальщикам никак не хватает. И что работают они себе в убыток...

Тарифы тем не менее все время растут (и далеко не всегда лишь на уровень инфляции). А ведь в этих самых тарифах заложены в том числе и затраты на ремонт и замену тех самых ветхих труб. Что, кстати, подтверждает и эксперт ОНФ по ЖКХ, руководитель Ассоциации советов домов Юлия Белехова. Проблема в том, что проверить мы, жители, толком ничего не можем, сетует она.

ОНФ предлагает обязать профильные ведомства провести большой ЖКХ-аудит по всей стране и проверить работу ресурсоснабжающих компаний. Только вот не выльется ли это в очередной раз пущенные на ветер большие средства? В России это ведь так легко происходит...

– Это системная беда, – уверена исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева. – Предыдущее руководство Минстроя говорило: все надо менять за счет инвесторов, заключать концессионные соглашения... Но частные деньги не очень-то шли: существует ограничение тарифов, и потому тепло – самая инвестиционно непривлекательная сфера. Кстати, проблема Новосибирска тому яркий пример. Каждый год там рвет трубы. А почему? Там очень долго не поднимался тариф, он ниже, чем в соседних областях. Поэтому за счет тарифов в Новосибирске ничего сделать нельзя. Но если в мегаполисах есть хоть какой-то оборот, то в малых городах и селах вообще некому модернизировать километры труб. Кто в это будет вкладываться?

Цитата

«В ряде регионов (Омская, Владимирская области) подготовка к зиме коммунальной инфраструктуры отдельных муниципальных районов, поселений в районах велась путем прекращения деятельности нерентабельных котельных и перевода домов на газовое отопление полностью за счет средств жителей. При этом заблаговременно жителей о готовящихся изменениях не информировали, мер социальной поддержки для тех, у кого не хватит средств на покупку индивидуальных отопительных приборов, не было предусмотрено».

Из аналитической записки «О качестве и проблемах отопительного сезона 2019–2020 гг. в субъектах РФ»,
подготовленной НП «ЖКХ-Контроль».

Кто заплатит за всё

Странно как-то: раз это такой неприбыльный бизнес, почему практически всеми магистральными теплосетями страны управляют частные крупные компании? И вроде не собираются от них избавляться. И почему они полностью не вкладываются в модернизацию, а ждут средств и от инвесторов, и от регионов? Понятно, если бы речь шла о муниципалитетах, но зачем просить деньги на «магистрали», раз уж взялись?

Активисты ОНФ предлагают создать госпрограмму по модернизации системы теплоснабжения. Возможно, это приблизит решение проблемы. Только хотелось бы, чтобы не получилось так, как с 15 млрд Фонда содействия реформированию ЖКХ.

– Эти деньги там годами лежали без движения, – рассказывает Светлана Разворотнева, – потому что Минфин говорил: их можно потратить только на субсидирование процентной ставки по кредиту, который возьмет инвестор. А инвестора нет... Фонд долго боролся с Минфином: дайте софинансировать, как во всем мире. Наконец им это разрешили. Но скоро эти деньги доиспользуют (в 2019-м фонд обещал средства Курской области, Приморскому краю, Бурятии и т.д. – Ред.). А что будет дальше – непонятно.

...В Курске между тем с 22 по 24 ноября из-за каскада аварий остались без тепла 40 тыс. человек. Мэр города Виктор Карамышев сообщил, что износ теплосетей составляет 60% и что средства на модернизацию он попросит у Фонда содействия реформированию ЖКХ. Но одним из условий получения такой поддержки является концессионное соглашение. Такое соглашение, сообщил мэр, готов подписать филиал «Квадры» – «Курская генерация».

Куряне уже отреагировали в соцсетях: «Уважаемый Виктор Николаевич! Если вы хотите материально поддержать олигарха Михаила Прохорова, подарите ему то, что принадлежит лично вам. Воздержитесь, пожалуйста, от дарения ему каких бы то ни было денег налогоплательщиков».

В одном люди правы: за концессию придется расплачиваться горожанам. Но и иначе тоже не радость: придет новая зима, и снова будут рваться трубы. Замкнутый круг...

Справка

Нас согревают олигархи: Прохоров, Вексельберг и Мельниченко

  • ПАО «Квадра»

Тепломагистраль, прорвавшаяся в Курске, – в зоне ответственности генерирующей компании ПАО «Квадра», образованной после реорганизации РАО «ЕЭС».

«Квадра» работает в 11 регионах России, в нее входят 20 электростанций, 230 котельных, а также теплосети общей протяженностью 5463,1 км.

Один из главных акционеров «Квадры» – группа ОНЭКСИМ, контролируемая Михаилом Прохоровым. Согласно последнему годовому отчету, доля ОНЭКСИМ – 49,99%. Летом 2018-го Прохоров увеличил количество косвенно принадлежащих ему акций в «Квадре» с 24,75% до 79,56%. И таким образом получил официальный статус лица, контролирующего эмитента.

14 ноября на своей странице в ФБ «Квадра» разместила финансовые итоги за 9 месяцев 2019-го: выручка возросла на 4,7% (31,83 млрд руб.), чистая прибыль превысила 1 млрд руб. Положительная динамика, поясняется, обусловлена в том числе оптимизацией структуры затрат...

Прохоров
  • ПАО «Т Плюс»

За трагедию в Пензе отвечает «Т Плюс», так же, как и «Квадра», созданная в ходе реорганизации РАО «ЕЭС».

Присутствует в 16 регионах России, считается крупнейшей отечественной частной компанией, работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Под управлением компании – 60 электростанций, более 400 котельных и почти 15 тыс. км теплосетей.

Основной акционер «Т Плюс» – Группа «Ренова», которая контролируется Виктором Вексельбергом. До недавнего времени у «Реновы» было 57,1% акций, но осенью прошлого года она снизила свою долю до 39,59%.

На своей страничке в ФБ за день до трагедии в Пензе «Т Плюс» поделилась радостной новостью: «школьная баскетбольная лига «КЭС-Баскет» проехала по городам и весям». А спустя неделю после – о начале монтажа фотоэлектрических модулей на гелиостанции «Сатурн». О том, что случилось в Пензе – ни слова.

Вексельберг
  • Группа «Сибирская генерирующая компания» (СГК)

ЧП в Новосибирске и Барнауле – это зона ответственности СГК, как признал глава Минстроя, докладывая 21 ноября на заседании правительства о готовности к зиме.

СГК – холдинг, принадлежащий Андрею Мельниченко, с лета 2018-го снова входит в группу компаний АО «СУЭК» (АО «Сибирская угольно-энергетическая компания», также подконтрольная олигарху) и работает на территории Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Свердловской областей, республик Хакасия и Тыва.

В состав группы входят 5 ГРЭС, одна ГТЭС, 18 ТЭЦ и теплосети общей протяженностью 10 тыс. км.

СГК, кстати, не боится выходить в соцсети с непростыми темами. В ВК, к примеру, на днях анонсировали прямой эфир директора теплосетевого подразделения перед барнаульцами. Собирали вопросы на его прямую линию.

Мельниченко

Положительный пример

В Ижевске нашли выход

В 2015-м практически по всей столице Удмуртии рванули старые сети отопления, и в городе была объявлена ЧС. В 2016-м нашли решение, и жутких массовых аварий больше не было. О том, как удалось исправить ситуацию, «Собеседник» расспросил Александра Евсеева, главу общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики».

Что же вы сделали?

– В 2016-м администрация Ижевска заключила концессионное соглашение, по которому все сети города переданы частному предприятию. Это была первая в России масштабная концессия.

Концессионер опережающими темпами вкладывается в инфраструктуру – по 5 млрд руб. в год. Первые 7 лет фирма будет заниматься (и уже три года занимается) тем, что обновляет все сети, меняет их, потом будет работать в текущем режиме. Соглашение заключено до 2032-го.

Намного ли стало лучше?

– До хорошего еще далеко – есть и проблемные участки, и незамененные сети. Но движение в лучшую сторону налицо: скандальных прорывов в городе уже не случается. Отопления может не быть у одного-двух домов в течение пары часов. Но на температуре в квартирах это не сильно сказывается.

Ценой комфорта стало увеличение тарифов на тепло?

– К сожалению. Тариф увеличивается где-то на 5–6% в год, то есть растет чуть больше, чем в среднем по республике.

Какое частное предприятие взяло концессию?

– У нас работает федеральная структура «Т Плюс», здесь у нее есть дочернее предприятие «Удмуртские коммунальные системы», которое и заключило соглашение с городом.

Но та же «Т Плюс» повинна в том, что в Пензе заживо сварились два человека...

– Как я понимаю, в Пензе сегодня та же ситуация, что была в Ижевске в 2015-м.

У нас это пройденный этап. Думаю, Пензу ждет аналогичное решение, несмотря на то, что для жителей оно довольно болезненно (тарифы-то поднимаются). Но за счет этого все-таки получается предоставлять более качественное отопление.

Полезный совет

Нет услуги – нет и оплаты

За время, проведенное в холоде, граждане не должны оплачивать отопление. Как можно получить перерасчет?

– При авариях перерыв в отоплении не может быть больше 16 часов подряд, – объясняет юрист Александр Евсеев. – Но при этом температура в квартире должна сохраняться не ниже 12 °С (при температуре от 10 °С до 12 °С – не более 8 часов подряд, от 8 °С до 10 °С – не более 4 часов). Если эти параметры не были нарушены, перерасчета не будет. Если температура упала ниже 8 °С, то перерасчет сделать обязаны. По идее это происходит автоматически. Но я всегда советую людям подстраховаться: как только температура упала, надо написать заявку в управляющую компанию (УК). Там должны отреагировать в течение двух часов и составить акт.

Если же люди остались без тепла на более долгий срок, как недавно в Чебаркуле, также надежнее написать заявление в УК.

– Можно получить перерасчет и без аварий, – добавляет эксперт. – Например, если в течение месяца вам отключали тепло в общей сложности более чем на 24 часа. И неважно, сколько градусов было в квартире. Другая возможность получить перерасчет – если температура в вашей квартире ниже 18 °С (в холодных регионах – ниже 20 °С). Это уже некачественное предоставление услуги. Как только температура в помещении падает хотя бы на градус, у потребителя сразу появляется право получить перерасчет. Схема та же – заявление в УК, составление акта.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2019 под заголовком «Тепло вылетает в трубу».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика