Вопрос дня. Можно ли было поймать "питерского смертника" раньше?

Эксперт по борьбе с терроризмом Иосиф Линдер – о новых подробностях биографии петербургского террориста

Фото: Акбаржон Джалилов // Global Look Press

Эксперт по борьбе с терроризмом Иосиф Линдер – о новых подробностях биографии петербургского террориста.

Ранее Sobesednik.ru писал, что уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, которого подозревают в совершении теракта в петербургском метро, 13 месяцев проживал в Турции. Его внесли в «чёрный список» и депортировали из Турции в декабре 2016 года за превышение срока пребывания в стране.

Также выяснилось, что в декабре 2015 года московское отделение Главного управления по противодействию экстремизму МВД поступило заявление на Акбаржона Джалилова по факту призывов к терроризму. Джалилов и его знакомые писали на своих страницах в соцсети «ВКонтакте», что неверные «умоются кровью». Тогда полицейские переправили жалобу по месту жительства Джалилова.

Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер объяснил Sobesednik.ru, почему Акбаржон Джалилов не попал в поле зрения спецслужб:

– Джалилов 13 месяцев жил в Турции, попал в «чёрный список», был депортирован. Как наши спецслужбы могли такое не заметить?

– Вопрос в том, кто и как это передавал и передавал ли. Если эта информация ушла в Федеральную миграционную службу, те должны были своевременно проинформировать Федеральную службу безопасности. Это вопрос межведомственного взаимодействия. Обычно эта информация передаётся по соответствующим каналам – либо Национальное центральное бюро Интерпола, либо ФМС, либо ФСБ, либо МВД. Здесь нужно чётко выяснять, какая служба получила информацию и получила ли.

Наличие этого человека в «чёрном списке» турецкой стороны абсолютно не означает, что они эту информацию передали российской стороне. Человек у вас в редакции может числиться как хороший человек, а в десяти редакциях, из которых он уволился, он будет там мерзавцем. Если главный редактор не сделает пробные звонки и не соберёт информацию, вы об этом не будете знать до тех пор, пока человек не проявит себя. Здесь то же самое. Передали ли нам турки данные по этому «чёрному списку»?

– Справедливый вопрос, но на него, наверное, пока никто не ответит, да?

– Никто не ответит. Здесь очень много вопросов с очень большим количеством неизвестных.

– Насколько тесно сотрудничают спецслужбы РФ и Турции?

– Вопрос о сотрудничестве спецслужб – это тоже вопрос со многими неизвестными. Есть первый закон разведки: разведчик говорит правду, только правду, одну правду, всегда правду, но никогда всю правду. Насколько глубоки системы взаимоотношений, зависит от каждой стороны в каждый период времени. Были случаи, когда даже с заклятыми врагами в период «холодной войны» у нас были очень тесные отношения по очень серьёзным вопросам. А бывает так, что союзники друг от друга скрывают ключевую информацию.

Это всегда очень тонкий вопрос, здесь нет однозначного ответа. Каждая сторона старается наиболее сочные кусочки оставить для себя. Сложный вопрос. Тем более у нас был 11-месячный период, когда с турецкой республикой у нас были практически нулевые отношения по всем направлениям после сбитого самолёта, пока руководитель Турции не принёс официальные извинения и процесс постепенно не стал нормализовываться.

– И сегодня стало известно, что мы, возможно, приостановим полёты в Турцию.

– Конечно. Это вполне адекватно. Я с самого начала был противником восстановления полётов в Турцию и Египет. С точки зрения политики и бизнеса это хорошо, а с точки зрения безопасности для наших сограждан это очень небезопасно. Турция сама борется с очень серьёзной внутренней угрозой, а Египет до сих пор, на мой взгляд, не может предоставить гарантированных нормативов и условий обеспечения безопасности полётов.

[:image:]

– В 2015 году в МВД поступило заявление о том, что Джалилов и ещё шесть человек призывают к терроризму и угрожают неверным. Московские полицейские переправили жалобу по месту жительства Джалилова.

– Это вопрос к Министерству внутренних дел, к тем сотрудникам, которые должны были переправить эту информацию в ФСБ, а переправили по месту жительства, то есть просто сбросили с себя ответственность. К сожалению, в любой бюрократической системе человек старается негативный материал от себя отринуть, перебросить на своего собрата. Зачастую некомпетентность или нежелание связываться с соответствующим материалом приводит к таким плачевным последствиям.

– История с Джалиловым – единичный случай или система?

– К сожалению, человеческий фактор – это тоже система. Если бы не человеческий фактор, то, наверное, сотрудники безопасности петербургского метрополитена выявили бы этого человека с фугасом и с другим самодельным взрывным устройством, когда их проносили через рамки металлоискателя. Рамка может сработать, а человек, который за рамкой стоит, может не придать этому значения. Потому что два миллиона пассажиров в сутки очень тяжело досмотреть как в международных аэропортах, иначе будет полный коллапс.

Но если идёт срабатывание на большое количество металла, сотрудник безопасности метрополитена обязан был среагировать, пригласить сотрудника полиции и провести досмотр. Такая ситуация была в Волгограде, когда ценой жизней сотрудника безопасности железнодорожного вокзала и сотрудника полиции удалось минимизировать последствия теракта. Да, взрыв произошёл, но он произошёл за пределами вокзала. Если бы он произошёл в вокзале, жертв было бы в десятки раз больше.

– Почему никто до сих пор не взял на себя ответственность за теракт в Санкт-Петербурге?

– Это вопрос политики тех организаций, которые ведут террористическую войну: нужно это им, не нужно. Даже если они берут на себя ответственность, это не гарантия, что это соответствует действительности.

– Как вы относитесь к конспирологической версии о том, что спецслужбы могли допустить теракт?

– Я считаю, что это циничный и крайне омерзительный бред. Какой смысл в том, что ряд людей измышляет подобные небылицы? Я не хочу говорить громких фраз, что это люди без чести и совести. Просто надо, чтобы кто-то из них потерял кого-то из близких, чтобы они почувствовали то горе, которое испытывают люди, и поняли, что ни одна служба не будет подобные вещи придумывать.

В конце прошлого года в Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве было несколько террористических групп арестовано. [11 апреля глава Национального антитеррористического комитета РФ сообщил, что за прошедший год было предотвращено 16 терактов в девяти городах страны – прим. ред.] Это работа по принципу айсберга: обычное гражданское население видит максимум одну седьмую часть, 6/7 скрыто под водой. Домысливать там можно что угодно, просто надо в этой кровавой работе повариться лет десять, чтобы понять, насколько она сложна. Потому что представление о работе спецслужб по детективам и по дурным сериалам, замешанным на химии «Дома-2» и конструировании креативных небылиц, выбивает из людей мозги. Когда они понимают, что это такое, пропустив эту работу через собственную душу, отдав ей не один десяток лет, то у людей не возникает подобных вопросов. К сожалению, гражданское население об этих вещах ничего не знает.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика