Новости дня

19 октября, четверг
































18 октября, среда











"Нам нужно расстаться": в России избавляются от "Ленина в голове"


Создатель и участники флешмоба #намнужнорасстаться рассказали о смысле акции и изгнании «внутреннего Ленина».

Sobesednik.ru ранее писал о том, что в Госдуме и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали захоронить Ленина и демонтировать Мавзолей на Красной площади. В Московском патриархате сначала заявили о том, что захоронение Ленина должно произойти после того, как «прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве». Позже, 2 апреля, глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион снова выступил с призывом захоронить Ленина и негативно отозвался о том, что в стране ставят памятники «террористам и революционерам».

Помимо митрополита Илариона недовольными тем, что в России стоят памятники Ленину, оказались и простые россияне — и для того, чтобы выразить свою позицию, они решили запустить флешмоб. Его участники выкладывают в социальные сети фотографии с памятником Ленину и табличкой с текстом «нам нужно расстаться».

«Он давно не тот Ленин, который живее всех живых»

Андрей Васенёв, главный редактор медиапроекта s-t-o-l.com, рассказал Sobesednik.ru, что идея запустить флешмоб «#намнужнорасстаться» пришла к нему и доктору филологических наук, [доценту Свято-Филаретовского института и РГПУ им. Герцена] Юлии Балакшиной внезапно:

— Мы сидели с моим очень хорошим другом Юлией Валентиновной Балакшиной и думали, как нам отметить возвращение Ленина в Россию, которое проходило по старому стилю с 3 на 4 апреля [1917 года]. И вот родилось две инициативы. Мы не смогли понять, какая из них лучше, и каждый начал делать свою, — сказал Васенёв.

По его словам, именно флешмоб «#намнужнорасстаться» был идеей Балакшиной, которая начала его в Санкт-Петербурге. «Петербургская интеллигенция очень бурно реагирует сейчас на ее флешмоб», — замечает Васенёв.

Он же выбрал другой подход: создал медиапроект, который доступен в Сети с 4 апреля и напоминает обществу о том, что «Ленин — гриб».

Скандально известный сюжет-мистификация передачи «Пятое колесо», созданный в 1991 года журналистом Сергеем Шолоховым и музыкантом Сергеем Курехиным, породил поныне живой мем «Ленин — гриб».

— Моя линия — это скоморошество, борьба со злом посредством чувства юмора. А флешмоб ведет немного другую линию, — объясняет Васенёв. — Он связан с тем, что сегодня всякое высказывание о революции воспринимается в политическом контексте. Вопрос о присутствии памятников Ленину воспринимается как призыв их немедленно сломать, и это все замыкается на украинскую ситуацию, где было такое явление — «ленинопад». Здесь совсем о другом идет речь: о том, что Ленина нужно изгнать из своей головы. Если это произойдёт, то памятники уйдут сами собой. И это не будет уже таким острым политическим сюжетом, требующим радикальных решений, — подчёркивает Васенёв.

По его словам, его друзья из Москвы, которые пытались принять участие во флешмобе, столкнулись с неожиданными трудностями:

— Мои друзья из Москвы искали памятники в столице, с которыми можно было бы сфотографироваться, и обнаружили, что многие из них убрали, — рассказал Васенёв. — На самом деле в Москве многие ехали на те места, где точно знали, что памятник Ленину есть, — и там его не обнаруживали. Просто их демонтировали и не делали их этого больших новостей.

Среди причин, по которым решили запустить флешмоб, Васенёв называет мнение о том, что «Ленин все ещё неприкосновенная персона»:

— Нужно сказать, что он давно совершенно не тот Ленин, который живее всех живых, и не надо делать из него символ чего-либо вечного. Разве только символ революции, которая ничего хорошего нам не принесла, — считает создатель флешмоба.

По его словам, другой причиной стала акция Национального покаяния (акция, призывающая переосмыслить революцию 1917 года и признать ее злом. Солидарные с позицией авторов акции могут подписать обращение, призывающее покаяться за произошедшее в 1917 году; в частности, обращение подписала Юлия Балакшина — прим. Sobesednik.ru), один из способов присоединиться к которой — «публичное дело и публичное признание зла злом».

«Молодежь жаждет позитивного движения»

В контексте протестов, прошедших в России 26 марта, многие говорят о том, что молодёжь стала активнее принимать участие в политическом процессе и активнее отстаивать свою гражданскую позицию. Васенёв подчеркивает, что «#намнужнорасстаться» — флешмоб не политический и «речь не идёт о свержении существующего строя или напряжении каких-то политических сил» — по его словам, это «общественная, духовная акция». Тем не менее молодёжь принимает в нем активное участие.

— События 26 марта безусловно показывают, что молодёжь сейчас заряжена на какое-то движение. И она ищет, где она может выплеснуться. Это видно по тому, как идет этот флешмоб: молодые люди здесь находят себе место, — замечает Васенёв. — Молодёжь жаждет не столько каких-то революционных перемен, сколько в принципе какого-то позитивного движения.

Васенёв считает, что памятники Ленину в России «рано или поздно будут убраны», но не рассчитывает на то, что флешмоб даст быстрые результаты:

— Мы не рассчитываем на то, что мы получим быстрый результат и завтра администрации во всех городах покаяются и скажут, что давно хотели убрать Ленина с улиц и площадей, — подчеркивает он. — Я повторю, что наша задача не столько привести к демонтажу памятников, сколько к демонтажу «внутреннего Ленина» внутри нашего общества.

Оценивая мнения церкви относительно другой важной темы, касающейся Ленина, — вопроса о необходимости захоронения вождя, — соавтор флешмоба отмечает, что в РПЦ есть «два полюса мнений»:

— Критиком решения РПЦЗ [о необходимости захоронении Ленина] выступил Александр Щипков, он входит в аппарат Синодального информационного отдела РПЦ, но он не является единственным носителем мнения на этот счет. Патриарх в своих проповедях в последнее время называет революцию «величайшим злом», которое случилось в нашей стране. А не далее как вчера митрополит Иларион Алфеев, довольно видный церковный чиновник, сказал о том, что Ленина нужно было захоронить ещё в 1991 году.

На мой взгляд, это сделать, безусловно, нужно. Но вряд ли это сейчас возможно без агрессивных столкновений с «ленинской гвардией». Все-таки людей нужно к этому готовить. В частности, эта акция — один из таких шагов. Важно, чтобы в обществе сформировалось понимание, что существование мумии в центре столицы большой-большой страны — это то, что можно себе представить в некоторых племенах Африки, но никак не в России XXI века, — заключил Васенёв.

«Расстаться с духами злобы»

Участница флешмоба Ирина Пономарёва из Архангельска в разговоре с Sobesednik.ru подчеркнула, что не видит в акции призыва разрушить памятники:

— Мы призываем не к разрушению памятников, а к тому, чтобы расстаться с духами злобы, агрессии, ненависти, которые завладели нашим народом благодаря стараниям этого господина (Ленина — прим. Sobesednik.ru) и его соратников.

По словам Пономарёвой, «в памяти должны быть настоящие герои, отдавшие свою жизнь за других, а не убийцы, разрушающие Россию».

— Лично я поставила фото не только у памятника Ленину, но и у улицы Кедрова, которой не должно быть в нашем городе, потому что нельзя воспевать и увековечивать ненависть и жестокость, — рассказывает участница акции. — Известно, что уже летом 1918 года до официального объявления «красного террора» в Архангельске воцарилась настоящая мясорубка. По свидетельству находившегося в то время на севере Питирима Сорокина, большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами.

При этом Пономарёва говорит, что участники флешмоба не ставят перед собой задачу вызвать реакцию у городских властей, чтобы те заменили названия улиц.

— Это духовная ситуация, обращённая к совести обычных людей, к их культурной памяти, к чувству красоты в душе, — объясняет участница акции. — Если у человека появится желание узнать в результате этой акции об истории своего города, об истории своей семьи — это будет главным плодом. Если у человека появится желание помолиться о возрождении культуры и достоинства своего региона — это тоже хороший знак, — считает Пономарёва.

Другой участник акции из Архангельска Андрей Зайченко рассказал, что решил поучаствовать во флешмобе, так как ему «эта тема близка внутренне».

— У нас в городе множество памятников людям и названий улиц в честь тех, которые массово истребляли людей нашей страны по выдуманным предлогам. Мне кажется, это неправильно, что наши дети смотрят на это всё, — считает Зайченко. — По-моему, памятники должны ставить людям, которые приносили пользу людям. Людям творческим, врачам, спасателям.

По словам Зайченко, свои участием во флешмобе он хотел бы заставить своих друзей «задуматься о том, как мы живем».

— Многие не замечают, что происходит вокруг, главное [для них], чтобы на работе платили хорошо. Мне кажется, с советских времен пропал у людей стимул к труду. Многим не хочется работать качественно, а своё дело выполняют так чтобы отчитаться. Советский человек мне кажется в этой степени в нас засел, — думает Зайченко.

На вопрос о том, что нужно для того, чтобы избавиться от «советского человека», Зайченко отвечает, что люди должны по-новому понять жизнь и увидеть тех, кто «трудятся, любят красоту и помогают друг другу бескорыстно».

— Начинать надо прежде всего с себя. Многие [недовольны тем, что] там воруют, тут воруют, при этом, когда касается их личной работы, не чураются канцелярию с работы домой таскать, бумагу для принтера, перчатки, — рассказывает Зайченко. — В конце концов, и власть из народа выбирается.

Рассказывая о своем отношении к захоронению Ленина, Зайченко подчеркивает, что «чем раньше [его захоронят], тем лучше».

— Только необходимо подготовить население нашей страны, объяснить. Власти, церковное руководство и авторитетные люди могут подготовить людей, тех, кто им доверяет, а недовольные будут всегда. Тем более сейчас столетие революции. Время осмыслить этот период, — заключил Андрей Зайченко.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания