Андрей Норкин: Дочь Путина, не дочь Путина – какая разница?!

Sobesednik.ru поговорил с ведущим НТВ Андреем Норкиным о госпропаганде, кризисе, свободе слова и отдыхе в Крыму

Фото: Андрей Норкин // Кадр YouTube

Sobesednik.ru поговорил с ведущим НТВ Андреем Норкиным о госпропаганде, кризисе, свободе слова и отдыхе в Крыму.

Новая передача на НТВ «Место встречи» мало чем отличается от прочих ток-шоу. «Наши дипломаты отодвинули угрозу третьей мировой войны! Это сделала Россия!!!» – кричит гость в студии. Крик вместо дискуссии, пропаганда вместо настоящего диалога – эти и другие претензии к нашему ТВ Sobesednik.ru предъявил Андрею Норкину – ведущему «Места встречи».

«Дочь Путина, не дочь Путина – какая разница?»

– Первая претензия к ток-шоу как к жанру – покричали и разошлись. А проблемы остались, не решаются. Зачем тогда этот цирк в студии?

– Телевидение должно привлекать внимание. Те, кто вбил вам в голову, будто журналистика меняет мир, не правы. Я преподаю в Институте телевидения и радиовещания «Останкино», говорю своим студентам и их мамам: журналистика – это не творчество, а ремесло, и мир вы не измените. По крайней мере, не сразу. Демонизировать, обвинять во всех смертных грехах телевидение тоже неправильно.

– Почему же ТВ замалчивает определенные темы: например про дочек, сыновей чиновников?

– Что значит «замалчивает»? Вот прицепились все – дочь Путина, не дочь Путина. Да какая разница?

– Вы думаете, вправду никакой?

– Абсолютно!

– Позволю себе лишь реплику, что на официальном ТВ чиновников и их родню у нас стараются не трогать.

– Ну почему – у нас в «Месте встречи» на днях была тема про зарплату чиновников, которая опять выросла. Выясняли, почему.

– Но это про абстрактных чиновников. А почему не показывают, например, арестованных за поддержку Надежды Савченко в Москве?

– Не ко мне вопрос. Про Савченко: здесь тоже подмена серьезная, я не понимаю людей, которые говорят про нее «героическая женщина». И потом, ну пришло сколько-то человек в ее защиту, их скрутили. Я не могу судить объективно. Меня там не было: может, они на проезжую часть выскакивали.

– Вы вправду так думаете? Я-то о том, что демократией и свободой слова, о которых у нас так много говорят, в России даже не пахнет.

– Свобода слова? Да не существует ее! Все равно владелец СМИ – государство или физическое лицо – будет отстаивать свои интересы. Разве на НТВ при его основателе Гусинском, при якобы свободе слова говорили что-то о его отношениях со «Связьинвестом»? И тяжело было потом доказывать, что мы уникальный журналистский коллектив, святее папы римского, – сразу же тыкали мордочкой в «Связьинвест», в то, как НТВ это освещало.

[:wsame:]

А я в 2000-м (помните историю с захватом НТВ?) ходил свободу слова защищать и своего работодателя, который дал мне работу моей мечты. А оказалось, я защищал чужой кошелек. Гусинский позже честно признался мне, сказал: «Ты что, дурак? Какая свобода слова? Я все равно бы вас продал, когда мне это было выгодно».

Потом, послушайте, у меня есть еще программа на канале «Царьград». Она порой заканчивается выводом, что все правительство нужно менять. Ну, может быть, кроме Шойгу и Лаврова. Почему в нынешней ситуации мы продолжаем вбухивать деньги в американские ценные бумаги? Нет ответа – от тех, кто мог бы его дать. Чтобы зазвать в эфир, например, Алексея Кудрина, нужно согласовать огромное количество инстанций и помощников. Аркадий Дворкович тоже человек занятой. Эльвира Набиуллина если и дает интервью, то только печатной прессе и один на один, они не хотят полемизировать. Вот эти люди сейчас у нас отвечают за экономическую политику, за финансовую. И все упирается в это правительство. Видите, у меня тоже сколько вопросов, я не получаю ответов.

– А разве за происходящее в стране ответственно не первое лицо? По крайней мере у нас.

– Не Путин создал этот кризис! Как говорил профессор Преображенский, «разруха в головах».

– А я знаю другую поговорку, народную, – про рыбу, которая гниет с головы.

– Те, кто считает, что «Путин должен», не правы – ничего он не должен.

[:image:]

– Вы говорите как «человек из телевизора» – рупор госпропаганды.

– А я, знаете, спокойно отношусь к пропаганде государственной, не считаю, что это плохо. Государство имеет право отстаивать свои интересы, как любой субъект. В СССР, если помните, лучшие журналисты работали именно в пропаганде. Во-вторых, я не считаю себя участником пропаганды. Если у вас есть сомнения, давайте разбирать каждый мой эфир отдельно. Я говорю то, что считаю нужным говорить, и рот мне никто не заклеивает.

«Крым наш», а отдыхать не по карману

– А вообще вам приходилось поступаться своими принципами?

– Приходилось. Как правило, это было связано с некой карьерной выгодой ради семьи. Можно было принять другое решение.

– Не пойти работать на конкретного работодателя?

– Я думаю, всем нам приходится. Наверное, это плохо. Но если говорить честно, я иногда не вижу другого выхода.

– А хотелось уехать из России?

– Да. В 90-м году, когда трагически погибла моя мама. Мы с отцом были не согласны с официальной версией ее смерти, пытались несколько раз добиться возбуждения уголовного дела – но нам отказали. На семейном совете прозвучало: давайте уедем. Хотелось сменить обстановку, забыть, вычеркнуть. Но не получилось, да мы и не пытались всерьез. Больше не хотелось никогда. Другое дело, мне много раз предлагали уехать, причем именно работать, – на Украину, в Израиль. Я отказывал.

– Патриотизм не пускал?

– Я надеюсь, что я патриот. Но помните, у Довлатова в одной из его книг: герои в Америке создавали русскую газету, нашли спонсора-еврея, и он через какое-то время начал требовать, чтобы они ставили в каждый номер материалы о еврейской жизни в Нью-Йорке. Они ему возражали: это же русская газета. А он отвечал: деньги-то даю я – кто платит, тот и музыку заказывает. Так везде, не только в России.

– Среди патриотов сейчас модно отдыхать в Крыму. Вы среди них?

– В 2014-м с женой ездили в Севастополь, у жены там живет тетя. Хотели поехать в прошлом году, но… Беда с гостиницами, совсем задрали цены. Билеты на самолет – темный лес, не понимаю, из чего образуется такая сумма. Крым дороговат для нас. Поехали в Израиль – оказалось дешевле.

– Ну вот, «Крым наш», а нам не по карману.

– Хочется верить, что это временно.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика