Сдать старье и не прогореть

Уже больше двух недель в России действует программа утилизации старых автомобилей. По сути, государство решило выкупить у россиян автохлам, дав возможность приобрести новую машину со скидкой.


Говорили о программе долго и много, а на деле оказалось, что ни обладатели старых легковушек, ни автодилеры к ней не готовы – по крайней мере в регионах. Многочасовые очереди, разочарованные автовладельцы, растерянные работники автосалонов – вот что увидела в Волгограде наш корреспондент. И эта картинка вполне типична, как сообщают наши собкоры из других регионов.

«Если все шустрить будут, машин не хватит»


В Волгограде около двух десятков дилерских автоцентров, которые предлагают срочный выкуп автомобилей, и из них только три агентства представляют российских производителей. Эта «автотройка» и реализует программу утилизации – в области, где больше 2 миллионов 600 тысяч жителей и почти полмиллиона владельцев отечественных авто. Неудивительно, что во всех трех центрах – столпотворение. Волгоградцы возможности сдать старье с бонусом в 50 тысяч рублей серьезно обрадовались.

В один из мартовских дней мы приехали к дилеру около 7 часов утра (автоцентр открывается в 9), а у дверей – уже очередь. Кто-то достает термос с горячим чаем, кто-то устраивает импровизированный футбол. Холодно! Все говорят только про утилизацию. Особо наивных просвещают: сегодня на новой машине никто не уедет – придется заморачиваться с документами, писать заявку, ждать сертификата, а уж потом… будет день – будет и новое авто. Вдоль стеклянных витрин автоцентра стоят намытые до блеска верные старые «кони» – некоторые реально приехали в полной уверенности, что вернутся домой на новых колесах.

– Теща год назад переписала на меня машину, которая еще ее мужу принадлежала, – говорит 26-летний Григорий Мотарыгин, кивая на белую «копейку». – Езжай, говорит, оформляй, что требуется, будем новую брать. Я думал оформить все за день – машина на ходу, документы в порядке, денег теща дала почти 100 тысяч, чего тут тянуть?

– Ишь какой шустрый! – вклинивается старичок. – Если все будут такими, машин не хватит. Старость надо уважать!

Очередь подхватывает разговор, начинается спор – кому по возрасту положено на печи лежать, а кому на новых машинах рассекать.
– Так я не для себя, для внучки стараюсь, – шепчет мне старичок. – Ей же некогда, работает много, а машинешка старенькая, девяносто девятого года выпуска. Вот я и подумал: поеду, тряхну орденами, может, без очереди примут…

Спрашиваю: денег на новую хватит? Дедушка возмущается: на то и награды нацепил, чтобы «скидку дали». Очередь смотрит на него, как на фантазера.

«Мне проще продать на рынке…»

Тема стоимости машин, которые можно приобрести по программе, – едва ли не самая горячая. Многие просто не в курсе, сколько сейчас стоят новые отечественные легковушки, и рассчитывают уложиться тысяч в 70–80 с учетом полученных сертификатов. Самые продвинутые в этом вопросе уверяют, что в дилерских центрах машин дешевле 150 тысяч вообще нет. Это приводит очередь в уныние.
Из «Нивы» выходит женщина с ребенком на руках. Вместе с мужем Евгения приехала из Алексеевки – дальнего сельского района, с 5 утра в очереди. Супруги объяснили, что хотят старую машину сдать сейчас, а новую приобрести через несколько месяцев:

– У нас фермерское хозяйство, мы пчелами занимаемся. Сейчас «живых» денег нет, а осенью, когда будет доход от урожая, мы хотели купить новую «Калину» или «Ладу-Приора».

Виктор Венидиктов – тоже из сельского района. Простояв в очереди около часа, наслушался всякого и собрался уезжать:

– Теперь не вижу смысла утилизировать свою машину. Мне уже в копеечку обошелся бензин, чтобы несколько раз съездить в Волгоград разузнать подробности. И это еще не все расходы. Да и новые машины дорогие, 100 тысяч я не потяну. Мне проще продать машину на рынке и там же присмотреть что-нибудь по возможностям.

Между Сциллой покупателя и Харибдой производителя


К полудню того же дня в другом дилерском центре Волгограда – аншлаг и почти испанские страсти. Там разъяснять программу утилизации «подписали» всех – от секретаря до кадрового инспектора. На разговор с каждым клиентом уходит по 15–20 минут, «посадочных мест» не хватает, и люди раскладывают документы прямо на капотах новых машин. Персонал уже не запрещает – бесполезно.

– Мы в день оформляем до 70 заявок на утилизацию, – говорит товаровед Валентина Антонова. – Не все, к сожалению, знают об основных положениях программы, приходится объяснять. К тому же нами еще не получен полный пакет документов, пока не известно, кто понесет расходы на транспортировку старых машин к месту утилизации, кто будет нести ответственность за их хранение…
На стоянке возле дилерского центра – три десятка новых легковушек. В прошлом году волгоградцы покупали машины редко, и теперь в этом салоне надеются освободиться от застоявшихся по причине кризиса авто. Вопрос, где ставить автохлам, вызывает у сотрудников замешательство.

– Ну, придется ставить где-то здесь, – неуверенно отвечают они и показывают куда-то в сторону новых машин, ждущих потенциальных покупателей.

Похоже, никто ничего не понял. Владельцы старых машин «слышали звон» и только начинают разбираться во всех тонкостях. Дилеры, не привыкшие к широким жестам государства по отношению к рядовым гражданам, и вовсе оказались между Сциллой и Харибдой в лице покупателя и производителя.

Ни в одном дилерском центре области нет площадок для приема старых машин и нет конкретных специалистов, отвечающих за утилизацию. Непонятно, кто и когда будет вывозить автохлам из города. Уже ясно, что автовладельцев, желающих отделаться от старья, достаточно, но многие возмущены ценами на новые машины, большими очередями в автосалонах, необходимостью ездить в областной центр за сотни километров.

…К концу рабочего дня к дилерскому центру подъехала раритетная «Волга». Хозяин машины долго беседовал с менеджером, а потом, махнув рукой, вышел.

– У меня три машины на ходу, – объяснил он. – Удалось приобрести и себе, и двум сыновьям. Теперь хочу сдать все три машины на утилизацию, получить за них сертификаты и обменять на одну-единственную новую «Ладу» без всяких доплат. А мне говорят: нельзя! Почему?


 

Минпромторг отвечает

1. Возможно ли получить скидку по сертификату об утилизации, если берешь машину в кредит?

– Возможно. Это касается как обычного, так и льготного автокредитования. Но есть оговорка: скорее всего 50 утилизационных тысяч не примут в качестве первого взноса. Их просто вычтут из суммы кредита.

2. Кто оплачивает доставку автомобиля к центру утилизации и саму утилизацию?

– Если в пункт утилизации машину доставляет дилер, все расходы несет он – впоследствии их возместит государство. На это в бюджете зарезервирован 1 млрд рублей. Если же владелец автомобиля по какой-то причине решит сам отвезти его в утиль, все оплачивает он и государство компенсировать эти затраты не будет. Что касается самой утилизации, то за нее в любом случае платит владелец – сумма, по подсчетам Минпромторга РФ, не превышает 3 тысяч рублей.

3.  Можно ли сдать несколько машин, а сертификаты использовать для покупки одной?

– В утиль можно сдать любое количество машин, если они соответствуют требованиям. Но при покупке одного нового автомобиля можно использовать только один сертификат об утилизации. Иными словами, если вы сдали три старых авто, то можете купить три новые машины и получить скидку в 50 тысяч за каждую.

4.  Есть ли у сертификата срок годности? Можно ли сдать автохлам, например, в апреле, а купить новую машину в июле?

– Сертификат можно использовать в любое время до окончания срока проведения программы утилизации, то есть до 1 ноября 2010 года.

5.  Программа рассчитана на 200.000 сертификатов – может ли их не хватить на всех желающих сдать авто в утиль?

– Пока эксперты не решаются строить прогнозы о том, сколько автовладельцев воспользуются программой утилизации. Что будет, если желающих окажется больше 200.000, пока неизвестно – вполне возможно, что будут внесены какие-то корректировки.

Благодарим за консультацию Алену Шипилину, специалиста отдела коммуникативных технологий Минпромторга России.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика