Новости дня

17 декабря, воскресенье

































16 декабря, суббота












"Ложь и корысть". Катастрофа с «Невским экспрессом» в очередной раз показала, что россиянам не приходится рассчитывать на помощь и защиту госструктур

0

Поразительны примеры непрофессионализма самых разных служб — от МЧС и РЖД до МВД и ФСБ.

Официальные сообщения РЖД, предназначенные для СМИ, были полны оптимизма: якобы, несмотря на аварию, поезда следовали по каким-то мифическим обходным путям, пассажиры получали горячую пищу и актуальную информацию, недовольные возвращали билеты и т.п.

Как в действительности реагировали на катастрофу службы РЖД, тысячи россиян сейчас рассказывают лично друг другу и в блогах.

"РЖД – это ложь и корысть. 28 ноября я должен был на день съездить на конференцию в Питер…Я вошел на вокзал. Звонит жена: «Катастрофа с «Невским экспрессом»! Сдавай билет». Как-то неудобно. Я обещал участвовать в конференции… На вокзале сунулся в окошко информации. Ничего не знают, все поезда отходят по расписанию. Ну, думаю, значит, как-то решается проблема. Может, есть обходные пути. Я сел в вагон... Мой поезд отходил через три часа после теракта. Три часа руководство РЖД знало, что прямой путь в Питер заблокирован полностью, что единственная возможность добраться – с опозданием на 8-14 часов. И они ничего не сообщили пассажирам. Почему они ничего не сообщали? Они не хотели возвращать деньги за билеты в таких количествах. В результате трагедия с «Невским экспрессом» обернулась крупными неприятностями для тысяч людей, которые могли просто сдать билет, если бы знали, что произойдет опоздание на полсуток."

"…Жена сообщала мне, что говорят по телевизору. А там представитель РЖД торжественно заявил, что все пассажиры обеспечены горячим питанием. И это была ложь. На деле в первой половине дня проводница раздала женщинам и детям по пачке чипсов и по пакету макарон от Ролтона. Почему г-н Якунин решил, что мужчинам есть не нужно, мы не поняли. Интересно, ел ли сам г-н Якунин что-то в этот день?" — пишет в своем блоге доктор исторических наук Александр Шубин.

А вот свидетельство другого очевидца: «Поезд «Две столицы» отправлялся ровно через полчаса после трагедии. Никто ничего из проводников не сказал. Люди узнали о крушении «Невского экспресса» только в 6:00 утра, когда поезд должен быть прибыть в Санкт-Петербург. Когда к 12:00 у народа закончилась вода и еда, РЖД решило выдать людям бесплатно «чай или кофе» на выбор (щедрость не знала границ). Людей при часовых остановках в Старой Руссе и Дне (Псковская обл.) не выпускали, продавая в вагоне-ресторане пиво по 250 рублей и шампанское по 500 за бутылку. В 15:00 раздали по одному куску хлеба с колбасой и стаканчиком «Фиесты». Но более всего поразило объявление начальника поезда о бесплатных обедах (картошка Ролтон с мясом) для людей старше 55 лет (выдача только по паспорту!!!), остальные люди, дети и прочие не в счет. То, что закончилась вода в туалетах плацкарта, и все побежали в купейные, тоже никого не трогало. В итоге поезд прибыл в Санкт-Петербург с 15 часовым опозданием».

Заметим, что в современном поезде «Невский экспресс» не было банальных медицинских аптечек, без которых в России не должны передвигаться даже автомобили.

Другой упрек адресован конструкторам: как свидетельствуют очевидцы, крепления кресел в поезде, устройство багажных полок и другие важные элементы конструкции оказались выполнены так непрофессионально, что стали основной причиной травмирования пассажиров. И все это в поезде, который всего два года назад уже становился целью теракта!

Ночью 28 ноября Центр управления МЧС в Москве (стоимостью в миллиарды бюджетных рублей) стал центром информации для миллионов россиян – телеканал «Вести» транслировал оттуда репортажи. Однако даже спустя пять часов после трагедии высокооплачиваемые специалисты МЧС не могли наладить для своего начальника Сергея Шойгу видеотрансляцию с места аварии – то не было звука, то — видео, а чаще — ни того, ни другого. И это при том, что средней руки телекомпания разворачивает прямой эфир с места события за полчаса.

Показательно, что стоимость функционирования МЧС для бюджета России в открытой печати найти невозможно – известно, что в 2005 году это стоило стране больше миллиарда долларов. Потом вышло постановление правительства о создании специального резервного фонда для оплаты расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В основном эти деньги идут МЧС, но объемы финансирования не разглашаются. Поэтому российский обыватель, исправно выплачивающий налоги, может только догадываться, сколько миллиардов долларов в год осваивают чиновники МЧС, заботясь о спасении российских обывателей.

Всего в РФ на безопасность (помимо расходов на оборону) в 2010 году будет потрачено 1,06 трлн рублей – за эти деньги теоретически можно единовременно доставить в больницы Москвы и Петербурга полтора миллиона человек даже с вершины Гималаев. К сожалению, пассажиры «Невского экспресса» добирались до врачей из центра России пешком или в машинах районных «скорых», а судьба подаренного в 2007 году службе Северо-Западного МЧС импортного вертолета неизвестна даже официальным лицам.

Другие вертолеты, купленные для МЧС на бюджетные деньги именно для таких случаев, начали взлетать только спустя 12 часов после трагедии. Вдруг оказалось, что ночью они не летают — это при том, что за год было несколько скандалов, связанных с вертолетами МЧС, которые летали в заповедники на незаконную охоту для частных лиц в любое время суток (правда, потом иногда падали и разбивались).

Руководитель Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу дала интервью СМИ во время процедуры опознания тел погибших в Твери. Где были сотрудники МЧС раньше, пока пассажиры «Невского экспресса» умирали от потери крови или болевого шока, так и осталось неизвестным. Зато родственников погибших успокаивали психологи, о стоимости услуг которых для бюджета РФ можно только догадываться.

«Сотрудники МВД, оцепившие место трагедии, вели себя более чем вольно. Дорогу нам показали укуренные вхлам милиционеры на импровизированном КПП», — делится впечатлениями репортер gazeta.ru Олеся Герасименко в своем личном блоге.

Еще интереснее наблюдать работу ФСБ. Дело в том, что в 2007 году поезд под названием «Невский экспресс» в России однажды уже взрывали — почти на том же месте. По мнению представителей ФСБ, за обоими взрывами стоят исламские радикалисты.

Напомним, что 13 августа 2007 года пассажирский поезд №166 сообщением Москва – Санкт-Петербург потерпел крушение на перегоне Бурга – Красненка Маловишерского района Новгородской области. Причиной аварии стал взрыв самодельного устройства. Тогда пострадали 60 пассажиров, а по факту взрыва Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по ст. 205 УК РФ (терроризм). Исполнение того теракта инкриминируется Павлу Косолапову, который известен как соратник покойника Шамиля Басаева. Косолапову приписывают также организацию самых кровавых терактов в России: взрыва в московском метро и в электропоезде в Минводах. Также Косолапова называют «русским бен Ладеном», на счету которого более 120 убитых и сотни раненых в результате терактов.

Более того, неожиданно выяснилось, что характеристики взрывчатки, использованной два года назад Косолаповым в Малой Вишере, совпадают с той взрывчаткой, что использовалась в 2009 году на перегоне Алешинка-Угловка. Вопрос: почему за два года спецслужбы России, на которые общество тратит миллиарды долларов, не смогли найти причастных к тем терактам и предотвратить следующие?

Впрочем, все это вопросы без ответа.

Когда российское общество научится спрашивать с властей, тогда, наверное, мы и получим настоящий отчет о том, как могло случиться, что три десятка российских граждан умерли от потери крови и болевого шока в Центральной России на фоне позитивных репортажей топовых российских телеканалов.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания