6 лет – пора в школу?
Многие родители задаются вопросом – с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу? Некоторые считают, что чем раньше, тем лучше, другие предпочитают не торопиться. На чьей стороне правда?
Многие родители задаются вопросом – с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу? Некоторые считают, что чем раньше, тем лучше, другие предпочитают не торопиться. На чьей стороне правда?
Прежде всего следует знать, что в России обязательным условием для приема детей в школу является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Психологи указывают родителям на то, что для решения вопроса об определении ребенка в школу необходимо оценить его физическую, психологическую, интеллектуальную готовность. Если ребенок хорошо читает, считает и пишет – трудно поверить, но это вовсе не означает, что он готов к школе. Наиболее важна его психологическая готовность, которая включает два аспекта – личностный и волевой.
Прежде чем отдавать малыша в первый класс, ты наверняка поведешь его к школьному психологу, но и до этой встречи ты сможешь определить, насколько твой малыш психологически готов. Личностная готовность состоит в способности ребенка легко адаптироваться среди чужих людей, адекватно оценивать свое место в среде сверстников и роль учителей. Здесь оценивается умение совместно работать, уступать, выполнять осознанно какие-то обязательства. Зачастую психологический климат в классе является основой успеха. Чем крепче ребенок в личностном отношении – тем легче ему будут даваться походы в школу. Лень может одолеть всех, но если ребенку неуютно в коллективе, никакие увещевания не смогут заставить его учиться с удовольствием.
Волевая готовность формируется к 6–7 годам и состоит в том, что ребенок должен уметь осознанно ставить перед собой цели, видеть пути их достижения, самостоятельно реализовывать свой «план действий». В школе возникает много обязательств, учеба уже носит систематический характер – нужно вовремя приходить в школу, без опоздания являться на уроки, выполнять задания учителя, уметь отказывать себе в сиюминутных желаниях развлекаться и т.д. Если малыш способен напряженно трудиться, осознанно тянется к знаниям, ради учебы временно может отказаться от игр – значит, в волевом отношении он достаточно созрел для школы.
Каковы же требования к интеллектуальному развитию первоклассника?
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
членить простые предложения на слова;
членить слова на слоги (части);
различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать и уметь:
состав чисел первого десятка;
знаки +, -, =, >, <;
название текущего месяца, последовательность дней недели;
уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
пользоваться знаками арифметических действий;
измерять длину предметов с помощью условной меры.
В области представлений об окружающем мире:
иметь представление о сезонных явлениях природы;
знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.