Дмитрий Быков: Лучшие писатели сегодня должны писать в стол

Sobesednik.ru побывал на презентации новой книги Дмитрия Быкова «Время потрясений»

Фото: Валерия Цыганкова / "Собеседник"

Sobesednik.ru побывал на презентации новой книги Дмитрия Быкова «Время потрясений».

5 июня в студии телеканала «Дождь» прошла презентация новой книги креативного редактора «Собеседника» Дмитрия Быкова «Время потрясений». «Время потрясений» — продолжение телепроекта «Сто лекций с Дмитрием Быковым». В первый том, который презентовал писатель, вошли 50 лекций о 50 художественных произведениях первой половины ХХ столетия.

В самом начале встречи Дмитрий Львович посетовал на то, что сейчас он по разным причинам лишен возможности преподавать: «Я давно не преподаю в МГИМО, откуда успел уйти сам. Меня не зовут на журфак, у меня случаются семестры в заграничных университетах, но мне хочется преподавать на родине. А я этой возможности лишен, и это очень грустно. Это гораздо лучше, чем полный цензурный запрет, но все-таки мне это обидно». Именно поэтому для Дмитрия Быкова совместный с «Дождем» проект «Сто лекций с Дмитрием Быковым» стал полуподпольной формой преподавания.

В книге «Время потрясений» Дмитрий Быков проанализировал «Молчание» Леонида Андреева, «На дне» и «Мать» Максима Горького, «Вишневый сад» Антона Чехова, «Поединок» Александра Куприна, «Мелкий бес» Федора Сологуба, а также произведения Александра Блока, Александра Белого, Евгения Замятина и так далее.

Стоит отметить, что воспринимать новую книгу Дмитрия Быкова как энциклопедию не стоит. Сам писатель признался, что выбор книг был сугубо произвольным, основанным на его личных вкусах. «Это не из учебника, это мои собственные идеи», — сказал писатель о своей новой книге.

Ведущая «Дождя» Саша Яковлева во время эфира напомнила писателю о том, что многие произведения для книги они выбирали вместе во время обеда. Дмитрий Быков с ностальгией вспомнил об этом и в шутку посоветовал написать книгу «100 обедов с Дмитрием Быковым».

Писатель рассказал, что в книгу вошли не только шедевры русской и советской литературы, но и малоизвестные произведения, литературные эксперименты и полузабытые тексты. Для Дмитрия Быкова было очень важно отразить те произведения, которые лучше всего отражают те или иные годы: «Например, в 1939 году никто не знал роман "Мастер и Маргарита", а это роман отражает этот год полнее всего».

Затем слово взяли гости презентации. Прежде всего всех интересовал совет: что сегодня нужно читать всем? Дмитрий Быков объяснил, что к идее давать список полезной литературы относится с ужасом: «Это вернейший способ вызвать неприязнь к литературе. Я считаю, что каждый образованный человек должен прочесть "Войну и мир", но, конечно, не в 10-м классе, а лет в 30. Потом бывает полезно читать Кафку, которого мы сделали былью». В качестве альтернатив Дмитрий Быков предложил «Алису в стране чудес» и Конституцию РФ.

Такой ответ зрителей не устроил — все принялись допытываться, на какие из произведений, проанализированных в книге «Время потрясений», стоит обратить пристальное внимание. Здесь писатель был более конкретен, выделив Юрия Трифонова и братьев Стругацких за их красноречивость. Еще писатель порекомендовал перечитывать Юрия Олешу, Чингиза Айтматова, Владимира Богомолова и Василя Быкова. Дмитрий Быков дал и несколько неожиданных для гостей эфира рекомендаций: «Посоветовал бы много читать и перечитывать Константина Федина, роман "Города и годы", и Всеволода Иванова, роман "Кремль"».

Как опытного педагога Дмитрия Быкова, конечно, спросили о том, как привить ребенку любовь к чтению. Ответ немного шокировал зрителей: «Детям не надо рекомендовать книги, им надо их запрещать и прятать, это вернейший способ внушить им интерес к ним. Мне все время кажется, что мы бегаем за ребенком с ведром икры и умоляем попробовать еще ложечку. Не надо».

Пожалуй, самой интересной частью эфира стала беседа о современной российской литературе. Дмитрий Быков весьма категорично сказал, что текста, который по-настоящему осмысливал нынешнюю эпоху, он сейчас не видит: «Тенденция одна — переписывание советской литературы на качественно более низком уровне». Неужели в России сейчас совсем нет хороших авторов, заинтересовались гости в студии. Но Дмитрий Быков поспешил сказать, что, возможно, хорошие авторы сегодня и существуют, но пишут свои прекрасные произведения они, видимо, для души, в стол, желая скрыться от общества, а причина — в состоянии нынешнего общества: «В нем живут какие-то паразиты, и о них писать очень трудно, это надо быть одним из них, существом более примитивным. А человеческой драме здесь быть негде».

Гости программы предположили, что в век развития интернета и соцсетей стоит поискать талантливых авторов в Сети. Дмитрий Быков усомнился в этом и в качестве удачного примера интернет-писателя смог назвать только Дмитрия Горчева. Писатель добавил, что в России пока бумажные тексты выигрывают у интернет-литературы и в этом он видит серьезное отличие от ситуации в Америке.

После презентации гости эфира выстроились в очередь за автографами. И все без ручек. К слову, ручки не нашлось и у самого Дмитрия Быкова, так что, может, с интернетом в России и не все так плохо.

Автограф-сессия // Фото: Цыганкова Валерия
Обозреватель Sobesednik.ru с Дмитрием Быковым // Фото: Цыганкова Валерия

Читайте также публикации Дмитрия Быкова о литературе на Sobesednik.ru:

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика