Пять главных книг выставки Non/fiction – 2017

Креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков на ярмарке Non/fiction и составил ТОП-5 представленных там книг

Фото: Валерия Цыганкова / «Собеседник»

Креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков на ярмарке Non/fiction и составил ТОП-5 представленных там книг.

Выбор субъективный, не взыщите, потому что на книжной ярмарке в ЦДХ очень много всего.

1. Людмила Петрушевская. «Нас украли» 

Лучший роман года, в одной странице которого больше ума и таланта, чем во всей современной русской прозе, простите меня все. На этот раз (книга принципиально отличается по стилю и конструкции от всей предыдущей большой прозы Петрушевской) нам предложена стилизация индийского кино – с похищенными и перепутанными младенцами, – но все это на материале России девяностых годов. Очень физиологично, насмешливо, местами страшно, всегда увлекательно, драматургически точно.

2. Мария Степанова. «Памяти памяти»

Семейная история автора плюс ее же размышления о ХХ веке, его неутешительных итогах и не то что не усвоенных, а даже толком и не сформулированных уроках. Семья героини – в числе счастливцев: большинство не только уцелело, но и сохранило письма, фотографии, семейные предания. Редкий сегодня опыт самоанализа и самореконструкции, выяснение личных травм, выстраивание отношений со страной.

3. Наум Ним. «Юби»

Новый роман известного прозаика и правозащитника – в какой-то степени продолжение его предыдущей книги «Господи, сделай так...» Здесь тоже не без фантастики, хотя ее гораздо меньше. Это один день 1986 года в разлагающейся советской империи, хроника жизни четырех подростков в атмосфере неизвестности, надежд, угроз, лжи и травли. Трудно придумать лучшее лекарство от трусости, чем этот небольшой, страшно плотный, белый от ярости роман.

4. Илья Боровиков. «Забвения»

Боровиков прославился 10 лет назад якобы подростковым, а на деле авангардным и очень взрослым романом «Горожане солнца». Потом он надолго исчез, а теперь появился с книгой, тоже посвященной памяти, травме и войне. Это сказка, жестокая, умная, очень неожиданная. Забвения – не множественное число, а название страны, в которой все происходит. С языком Боровиков творит чудеса, у него множество неожиданных сравнений и перевернутых общих мест, и вдобавок у книги такой готический колорит, такая атмосфера ужаса и веселья, что интересна она будет прежде всего умным детям. Взрослым тоже, но умных взрослых меньше.

5. Ласло Краснахоркаи. «Сатанинское танго»

Знаменитый роман, изданный в Венгрии в 1985 году, давно переведенный на русский, отвергнутый всеми издательствами из-за сложности и непривычности материала. История лжепророка, секты, предательства – хотя при этом еще и развернутая картина изуродованной души, придавленного сознания, запуганной совести. Из книги сделан знаменитый семичасовой фильм Белы Тарра, смотреть который, однако, утомительней, чем читать роман. Написано очень здорово.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2017.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика