08.10.2012

Любовная биография Юрия Любимова

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Скрыть романы в театральном мире практически невозможно

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Но сказал, что на нескромные вопросы он не отвечает и говорить о дамах не любит. Скрыть романы в театральном мире  практически невозможно. О них можно лишь забыть за давностью лет, ведь мэтру театра уже 95.

Она звалась Галиной. Или Ларисой? Сейчас свидетели тех страстей путаются в показаниях. Обе актрисы были красавицами. Служили они, как и Юрий Любимов, в Театре Вахтангова и обе были Пашковы. Сестрички.

Галина, старшая, слыла конкуренткой артистки Людмилы Целиковской, любимицы Сталина. Зрительницы Вахтанговского театра делились на «целикисток» и «пашкисток». Их стычки порой доходили до рукопашных боев. Мужчины тоже были от них без ума.

Юрий Любимов играл на сцене в паре с Галиной Пашковой в спектакле «Ромео и Джульетта». Но шекспировские страсти кипели не только на сцене.

– У Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых, – выдала не так давно сердечную тайну режиссера актриса Елена Корнилова.

Сам Юрий Петрович об этом факте своей биографии не обмолвился ни разу. По словам той же Корниловой, тому есть причина. И весьма пикантная. Как поведала актриса одному из столичных изданий, Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой…

Но в начале 50-х Юрий Петрович, когда ему уж минуло 40 лет, остепенился и женился – на балерине по имени Ольга. Ее девичью фамилию сейчас уж никто и не вспомнит. Позже, разведясь с Любимовым, она вышла замуж за известного музыканта, дирижера Юрия Силантьева. В браке с Любимовым она родила сына Никиту. Но семейное счастье продолжалось недолго: Юрий Петрович принялся ухаживать за примой театра Людмилой Целиковской. Ее популярность была фантастической. Ходит легенда, что даже на фронтах Великой Отечественной солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Женщины, подражая ей, шили платья, как у Целиковской, делали прическу под «Люсеньку». Про нее говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Ее засыпали цветами поклонники, причем высокопоставленные.

В одном интервью Любимов уверял, что из-за романа с ним разрушился ее брак с Каро Алабяном – знаменитейшим архитектором, построившим Театр Советской армии. Говорил, будто ему на выходе из театра преградили дорогу молодчики и, намекая на его близость с Целиковской, грозились избить. Предупреждали: «Хорошенько подумай!» А он им сказал: «Вы дол…бы – поняли? Стыдно такими вещами-то заниматься!»

Хотя поговаривали и другое: что Любимов, заведя роман с Целиковской, попросту пытался утешиться. Ведь Ольгу, жену, у него отбил Юрий Силантьев. Он стал другом семьи, когда Любимов работал с ним вместе в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Ольга, взяв сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Впрочем, понять, кто говорит правду, а кто нет, сейчас уже невозможно.

Сама Целиковская и ее родственники не раз подчеркивали, что Любимов поддержал актрису в тяжелое время, когда ее муж Каро Алабян умер. Дескать, лишь тогда между ними и зародилась любовь. Утверждали, будто он был влюблен в Целиковскую еще со времен учебы в Щукинском училище. Но некоторые злословили: он женился на Целиковской по расчету, ведь именно благодаря ее авторитету ему, малоизвестному в то время вахтанговцу, дали возможность создать Театр на Таганке.

– Мое первое воспоминание после смерти папы: мы поехали отдыхать на море вместе с Любимовым, – вспоминал сын актрисы Александр. – Сначала он вошел в нашу жизнь на правах маминого товарища и потом стал жить в нашей квартире. И отношения вообще, особенно первое время, были очень хорошие.

И в то же время Александр Алабян признавал:

– На мой взгляд, Любимов – достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне – и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру.

В жизни Театра на Таганке Целиковская не была сторонним наблюдателем. И по признанию многих современников тех событий, она была автором многих идей легендарных постановок, они рождались на кухне в ее доме. Целиковская сочиняла инсценировки для спектаклей Таганки. Она скромно называла их «болванками». К тому же она всячески оберегала мужа от нападок чиновников.

– Все эти господа, власти предержащие, они тоже всегда склоняли перед ее именем голову, – рассказывала актриса Людмила Максакова. – Это было волшебное имя. Был случай, когда она позвонила Юрию Петровичу, ему в очередной раз устраивали какую-то выволочку, очередную проработку, его нет и нет. И она, чувствуя, что уже время затягивается, стала нервничать, позвонила, секретарше сказала: «Соедините меня немедленно» с каким-то высоким чином, ей не смогли отказать. Она сказала: «Мой Юрий там? Немедленно домой. Не унижайся, Юрий, купи по дороге бутылку можайского молока. Немедленно домой».

Юрий Петрович высоко ценил супругу, но и тогда не мог устоять перед красивыми женщинами. Одной из них была Елена Корнилова. Лишь недавно она рассказала об этом тайном романе. И что удивительно: призналась, что жалеет о нем. Говорит, воспоминания о близости с Любимовым вызывают в ней острую боль…

В 1974 году Целиковская стала бабушкой. В театре для нее наступило время возрастных ролей. Людмила Васильевна все больше ощущала, что муж отдаляется.

– Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами, – сетовала она.
Любимова как раз постигла новая страсть. К молодой венгерке.

– Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, – утверждает Корнилова.

По словам Любимова, битья посуды и криков не было.

– Ничего плохого о Людмиле сказать не могу, – говорил Юрий Петрович. – Для нее наш разрыв стал большим горем, трагедией. Она уже была в летах, да и мне тогда годков набежало порядком – без пяти минут пенсионер.

– Они с Юрием Петровичем прожили почти 20 лет, а расстались в одночасье, – вспоминала одна из подруг Целиковской. – Она поняла, что он увлечен, и не стала бороться за то, чтобы остаться вместе, считала это совершенно ненужным. И показала: «Вот Бог, вот порог». В один вечер. Она только его спросила: «Ты почему так поздно? Она приехала, и ты ходил ее провожать домой?» Он сказал: «Да, она остановилась в гостинице, я ее должен был проводить». И все.

Любимов объясняет свой поступок просто:

– Влюбился я в Каталин. Она, знаете, у меня какая – боевая венгерка… Это человек неумолимый… Что там декабристские жены – она не только коня на скаку остановит, но и танк…

Едва он стал жить с Каталин, многие почувствовали перемены в характере Любимова.

– Как только Любимов познакомился с Каталин, все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А доброту он всегда проповедовал в своем творчестве. По-моему, у Каталин – озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали, – рассказывает Корнилова.

– Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны, – вздыхает Александр Алабян. – Хотя из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать...

…Каталин работала в Обществе советско-венгерской дружбы. Устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И однажды ей удалось пригласить в Будапешт Театр на Таганке.

– У меня возникла очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми, – признавалась Каталин.

Она была тогда замужем, Любимов тоже был несвободен, живя с Целиковской. Но Каталин почувствовала: он к ней отнесся с очень большой симпатией.

Они часами бродили по Будапешту. А уехав в СССР, он стал ей звонить. Каждый день. Уезжая за границу, старался лететь через Будапешт и останавливался там на несколько дней. Поженились они в 1978 году. Через год у них родился сын Петр. Любимова не хотели выпускать в Венгрию, чтобы он не мог увидеть сына. Каталин перебралась в Москву. Потом – эмиграция.

Каталин, как и Целиковская, не осталась в стороне от театральных дел мэтра. В недавнем конфликте Юрия Любимова с актерами Театра на Таганке и в последующем его уходе оттуда, по мнению многих, виновата она же, его жена. Говорят, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся им за работу 16 тысяч $…

Но это уже другая история.

Не так давно Любимова спросили, что он чувствует, когда мимо него проходят 18-летние девчонки в мини-юбках.

– Прилив бодрости! – ответил, не раздумывая, режиссер. – На молодых приятно смотреть, особенно когда всё не чересчур, а то наденут джинсы, которые того и гляди упадут с бедер… Я все-таки за то, чтобы штаны покрепче держались…

Не испугался он и вопроса, может ли сейчас испытать эротические волнения.

– Эту тему я развивать не стану, – сказал он. – Важно, что могу!

Кстати

Никита Любимов, сын режиссера от первого брака, сильно страдал, что отец от него отвернулся, женившись на Каталин. После окончания Литературного института талантливый парень нигде не мог устроиться на работу. Никто не хотел брать к себе сына «врага народа». С большим трудом ему удалось найти только место дворника в одном из театров… Сейчас ему 62 года, он на пенсии, пишет стихи.

Петр Любимов получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии, работал в строительной компании. А потом счел, что его долг – помочь отцу. До недавнего времени работал с отцом в Театре на Таганке.

Читайте также

Любимов предрекает театру на Таганке скорую смерть
Юрий Любимов не хочет знаться с сыном и внуком!

Ирина Копылова

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика