Почему "бившие челом" чиновникам теперь бьют им в челюсть

После избиения вице-мэра Сочи «Собеседник» решил разобраться, почему подобные случаи в последнее время участились

Фото: Нападение на чиновника // Shutterstock

После избиения вице-мэра Сочи «Собеседник» решил разобраться, почему подобные случаи в последнее время участились.

Вице-мэр Сочи получает от простого жителя по шее, в Самаре чиновника бьют арматурой у дверей администрации, в Екатеринбурге гражданин крушит дорогие авто депутатов. Что это – частные случаи криминала или градус нелюбви граждан к чиновникам на фоне кризиса начал уже зашкаливать?

Сток возмущения

В начале июня замглавы Сочи Евгений Горлов отправился проверять канализацию в микрорайоне Соболевка. На улице Молодогвардейской чиновник ощутил неприятный запах.

– Мы выявили явные признаки несанкционированных сбросов и решили заварить канализационный люк, – рассказал потом вице-мэр. – В этот момент из дома вышел человек, встал на люк, нецензурно бранился, а потом ударил меня в шею.

В итоге применение силы, если и случилось, жителям явно не помогло. Власти нанесли ответный удар. Подробнее «Собеседник» описывал ситуацию в ЭТОМ материале.

Вместо диалога

Между тем вице-мэр Горлов не единственный чиновник, пострадавший от физической агрессии граждан в последние месяцы. В марте прямо у дверей администрации был жестоко избит сотрудник самарского департамента потребрынка Денис Ильин, руководивший программой сноса незаконных торговых точек в городе. Подтекст нападения очевиден. Хотя, как заявили представители местного профсоюза предпринимателей, если бы власти «нормально относились к малому бизнесу», а не вели «политику уничтожения», избиения бы не было.

[:wsame:]

– То, что случилось с Ильиным, безусловно, преступление. Но оно спровоцировано властью. Поскольку с приходом губернатора Меркушкина в 2012-м в регионе полностью прекратился диалог властей с обществом, – считает самарский адвокат, правозащитник Андрей Соколов. – Незаконные ларьки, на которых долгое время грели руки районные чиновники, решили снести. И правильно. Но при этом их законопослушным владельцам не дали альтернативы, губернатор от встреч с предпринимателями уклонялся. Людей в кризис просто лишили дохода, мол, убирайтесь, и всё. А пострадал за это Ильин. Подобные случаи вскрывают дефекты управления. Диалог с властями неэффективен, жалобы, обращения не действуют. Возможности защитить себя в суде тоже нет – система обычно встает не на сторону граждан.

[:image:]

Может, поэтому тренер любительской футбольной команды в Туле швырнул кусок плитки в стеклянные двери здания правительства. Позднее 47-летний Сергей Нестеров объяснил, что много лет борется за развитие детского футбола. Получив от чиновников очередной отказ, он решил «выразить протест» таким образом – «как говорится, накипело».

За пару дней до этого в Екатеринбурге 30-летний Дмитрий Снедков крушил арматурой машины на парковке областного Заксобрания. В том числе досталось служебной иномарке местного коммуниста, а также подоспевшему полицейскому. Внятно объяснить причину действий Снедков не смог. В полиции он твердил лишь, что «кругом обман и коррупция». Психиатры признали Снедкова вменяемым, а соседи его преступление, похоже, даже одобрили.

[:wsame:]

– Он нормальный парень из обычной семьи. Но его довели чиновники, которые могут кого угодно свести с ума, – рассказал один из них.

Выход агрессии

Причем в народе Снедкова уже окрестили «уральским Робин Гудом». В эфире местной радиостанции 75% участников интерактивного голосования оправдали его поступок. Кстати, похожий опрос, но по инциденту с сочинским вице-мэром Горловым проводило и «Эхо Москвы» – 63% участников посчитали, что ударивший его поступил «достойно». Как же могут граждане одобрять преступления, тем более против представителей власти?

– Исследования последних лет показывают, что у нас чиновник – самая нелюбимая народом профессия. Не исключено, что многие участники вот этих опросов втайне сами не раз мечтали поступить так же, как их «герои», – говорит психолог Наталья Уколова. – Нужно учесть, что рост агрессии в российском обществе в течение 20 лет постоянно усиливается. Сейчас ее подпитывают и кризисные проблемы, очень агрессивной стала тональность вещания в СМИ. Правда, по другим проблемам, политическим, но это тоже действует. Бытовая агрессия обычно выплескивается на ближайшее окружение – семью, коллег и пр. Но теперь, видимо, под горячую руку начали попадать и чиновники, которых винят в социальных бедах, которые ходят в хороших костюмах и ездят на дорогих машинах. Ощущение социального неравенства также усиливается. Тем более что и сами чиновники подчас смотрят на граждан свысока.

[:wsame:]

И даже агрессивная реакция граждан их не настораживает. В марте в Мурманской области жители избили депутата Николая Катина, когда он помогал в отлове бездомных животных. Депутат, «получив по лицу», не отступил, а лишь посетовал на то, что «собаки все разбежались, а вот щенки, которые там брошены были, мы их забрали». Целых семь щенков.

Екатеринбургский депутат Владимир Коньков, чей «Мерседес» пострадал от Снедкова, в соцсетях возмутился мягкой мерой пресечения для обидчика (Снедков до 17 августа под домашним арестом). «Особенно в этой ситуации обидно за пострадавшего полицейского, – написал депутат. – А еще выходит, что если в нашем обществе не могут себя защитить... парламентарии, то как жить обычным гражданам? Могут ли они чувствовать себя в безопасности? Получается, обществу дан следующий информационный посыл: можно нападать на полицейских, крушить машины, за это ничего не будет».

Что «не будет» – это вряд ли. Например, в прошлом августе житель Брянской области замахнулся кирпичом на главу поселка (снова из-за проблем с водоснабжением). Получил 2,5 года условно.

[:wsame:]

Насчет безопасности граждан чиновники тоже могут не переживать, ее ощущение у нас давно атрофировалось. Нынешние реалии с постоянным ростом цен и тарифов, угрозой безработицы, сокращением социалки тоже безопасными не кажутся. Может, оттого некоторые граждане перестают «бить челом», а просто бьют в челюсть.

/Мнение

– В нашей системе госуправления обратная связь с народом почти на всех уровнях власти отключена, – рассказал «Собеседник.ру» социальный психолог Алексей Рощин. – Чиновники сами себя выбирают, им полностью подконтрольны СМИ, выражения народного протеста – пикеты, демонстрации – тоже, по сути, запрещены. В итоге такие противоправные акты агрессии, вандализма становятся способом выхода на власть. А образ власти еще с царских времен выстроен так, что вся ответственность и, следовательно, агрессия канализирована на местный уровень власти. Нельзя же отрицать, что жизнь ухудшается, но если кто в чем и виноват, то только местные чиновники, играющие роль «заглушки». Хотя у них как раз меньше всего и полномочий, и денег. Их бей не бей, ничего не изменится.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика