За новыми санкциями может последовать отправка бундесвера в Сирию

Эксперт рассказал, насколько серьезны намерения ввести санкции против РФ и какими могут быть дальнейшие планы власти ФРГ

Фото: Для отправки армии потребуется голосование в бундестаге // Global Look Press

Эксперт рассказал, насколько серьезны намерения ввести санкции против РФ и какими могут быть дальнейшие планы власти ФРГ.

Sobesednik.ru ранее писал о том, что в ФРГ задумались о введении санкций против России из-за ее действий в Сирии. Сначала информация появилась в западных СМИ без комментариев официальных источников, а эксперты настаивали на том, что слухи о санкциях — элемент психологического давления. Однако 6 октября с заявлением выступил депутат бундестага [национального парламента Германии] от Христианско-демократического союза (ХДС) Норберт Реттген, который подтвердил, что в Германии задумались о санкциях, и отметил, что отказ от них был бы «скандалом».

Ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра германских исследований института Европы РАН Екатерина Тимошенкова рассказала Sobesednik.ru, насколько реально введение дополнительных санкций против России и что может стоять за этим решением.

— Заявление Норберта Реттгена — он является не просто представителем ХДС, он возглавляет комитет по внешней политике в бундестаге — нужно рассматривать совместно со словами другого политика от ХДС Эльмара Брока, председателя комитета по внешней политике Европейского парламента. Он тоже поддержал инициативу Реттгена о введении санкций против России, в том числе санкций, которые бы носили технологический характер и способствовали замедлению развития нашей оборонной промышленности.

Они также выдвинули идею о том, что, возможно, Германии предстоит отправить часть своей армии непосредственно в Сирию. Эта идея обсуждалась, но она не была поддержана ни депутатами, ни населением. А сейчас получается, что есть сразу несколько внутриполитических и внешнеполитических моментов.

— Например каких?

— Во-первых, немцы уже давно признают, что конфликт в Сирии будет носить затяжной характер и военные действия в Сирии — это так называемая «война замещений». С одной стороны Сирия, которую поддерживает Россия и Иран, с другой — оппозиция, на стороне которой США и другие члены НАТО. Конфликт не зря сравнивают с временами холодной войны, когда в третьих странах происходило столкновение двух ведущих военных блоков, возглавляемых СССР и США. В речи Брока есть четкая отсылка к временам холодной войны в качестве обоснования введения технологических санкциий.

Немецким политикам не очень понравилось, когда США и Россия договорились о перемирии. Переговоры между Штатами и Россией по Сирии, которые сейчас оборвались, ведут к тому, что две супердержавы, как во времена холодной войны, могут договариваться сами, без привлечения посредников — других государств, у которых есть активный интерес к решению проблемы. А если они могут сделать это по Сирии, значит, и по другим вопросам тоже. Поэтому немецкие политики уже давно — и в последние дни более активно — размышляют о том, что же делать в Сирии и как повлиять на ситуацию.

Предложение ввести санкции, которое поступило от представителей ХДС, и размышления о том, что можно было бы отправить в Сирию немецких солдат, как раз являются отражением более активной позиции тех представителей, который выступают за усиление внешнеполитического присутствия Германии за ее пределами и за рост ее влияния в международной политике.

Второй момент: очевидно, делая подобные заявления, предствавители ХДС признают версию Соединенных Штатов Америки и выступают в поддержку своего союзника по НАТО в вопросе переговоров с Россией по урегулированию конфликта. Тем более что неделю назад в Берлине этот вопрос обсуждался. Третье: Норберт Реттген указывает на то, что Европе уже давно следовало назвать все своими именами, в частности признать, что Россия является в Сирии агрессором, и перейти к санкциям.

Фактически здесь есть определенная попытка показать другим членам Европейского союза, которые хотели бы отменить санкции против России, что русские недостойны того, чтобы снимать с них санкции. Некая попытка объединить Европейский союз с помощью образа внешнего врага. Этот еще раз подтверждает, что не все так едино в Европейском союзе и вопрос с санкциями очень сложный.

И другой важный момент: это заявление — сигнал нашему президенту. Попытка заставить наше правительство задуматься о последствиях возможности введения новых санкций и усиления немецкого присутствия в Сирии. Это некий посыл для размышлений, который должен заставить Москву стать более сговорчивой в переговорах по Сирии, в том числе в вопросе поддержки Асада. Усиление образа России как отрицательного игрока в международных отношениях в данном случае является одним из инструментов давления на нас.

— А каковы внутриполитические факторы влияния на ситуацию?

— Представители ХДС прекрасно понимают, что для того, чтобы вводить какие-то санкции или отправлять бундесвер в Сирию, им нужна поддержка депутатов других партий. Для отправки армии потребуется голосование в бундестаге, а для введения санкций — голосование на европейском уровне, и нужно будет согласие всех членов ЕС, чтобы это состоялось.

Они прекрасно знают, что партия «Левые» и СДПГ [Социал-демократическая партия Германии] эту инициативу не поддержат. СДПГ выступает за постепенную отмену санкций — есть такой план, который разработан в МИДе ФРГ, который возглавляет социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер. И вице-канцлер, член СДПГ Зигмар Габриэль, посещая Москву, подтвердил эти намерения.

Фактически, с точки зрения внутренней политики, реализовать такие опции им будет крайне сложно. Накануне выборов может получиться раздел по внешней политике в отношении к России. Левые партии, в том числе социал-демократы, будут выступать за более умеренную и сдержанную позицию, а также необходимость постепенной отмены санкций. Тем более что Штайнмайер две недели назад говорил о необходимости продолжения поиска дипломатических усилий для урегулирования ситуации в Сирии и признал, что положение в этой стране серьезное как никогда. Представители ХДС — за усиление давления на нашу страну. То есть в данном случае мы видим определенное противоречие между словами представителей партии СДПГ и ХДС, но и в том и другом случае мы наблюдаем стремление Германии играть роль более сильного игрока как в урегулировании этого конфликта, так и в международных отношениях в целом.

Я бы сказала так: эти заявления можно рассматривать в том числе как попытку прощупать почву, посмотреть на реакцию населения и других политиков перед выборами в Германии, подготовить избирателей к возможному введению части бундесвера на территорию Сирии. Говорить о том, что они действительно сейчас смогут провести подобные решения, преждевременно, потому что для этого нужен политический консенсус, которого в бундестаге на данный момент нет. То есть эти заявления — определенный инструмент давления на Россию, который политики ХДС используют для поддержки США в сирийском вопросе.

— А на поддержку избирателей подобные заявление членов ХДС как-то повлияют?

— Основная проблема, которая сейчас ярко выражена и будет превалировать в 2017 году, — это беженцы. К тому же на выборах, как правило, вопросы внешней политики редко играют решающую роль. Но политикам может понадобиться какая-то тема, которая будет оттягивать внимание избирателей от внутренней проблемы и способствовать их сплочению. Когда требуется сплотить население, чтобы оно определенным образом проголосовало, ищут внешнего врага. Мы видим этот тренд в Соединенных Штатах Америки, и так было при голосовании в Англии по вопросу «брексита», который показывает, что этого врага они находят в нашем лице.

В принципе с помощью темы внешней политики и отношения к России они могут попробовать отвлечь внимание избирателей от беженцев и оттянуть голоса от правой партии «Альтернатива для Германии». Если ХДС на это решится, то это будет определенный риск. Я думаю, они могут рассмотреть эту возможность с помощью экспертов и анализа опросов общественного мнения. Но немецкое население в вопросах внешней политики раскачать достаточно трудно — они выступают против военных вмешательств за пределами страны. Однако с 2013 года мы наблюдаем желание депутатов германского бундестага вести более активную внешнюю политику, поэтому им нужно подготовить население и к издержкам, связанным с новой ролью. И здесь, я думаю, могут быть определенные пробные шары. К следующей весне ХДС должен будет сформулировать основные пункты своей избирательной стратегии, и тогда мы увидим, какую позицию они займут в отношении России и будут ли они вводить эту тему во внутриполитическую игру, — заключает эксперт.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика