Михаил Швыдкой: Это не жизнь. Кончина преувеличена
Как говорил Аполлинер: «Искусство является жизнью в той же степени, что колесо – ногой». Тогда, может быть, мы сможем прийти к взаимопониманию
Худрук московского Театра мюзикла, бывший министр культуры России Михаил Швыдкой – о лучших премьерах весны 2015 года.
[:rsame:]
За последнее время прошло несколько очень значимых театральных премьер. В Театре Вахтангова Юрий Бутусов поставил «Бег» – я думаю, что эта постановка вызовет самые противоположные мнения, но дело не в этом.
Можно по-разному к нему относиться, но надо признать, что Бутусов сегодня – одна из крупнейших режиссерских фигур. В Ленкоме – «Вальпургиева ночь» Марка Захарова. «Юбилей ювелира» в МХТ. «Плоды просвещения» в Театре Маяковского... Я далеко не все перечислил сейчас. Можно, повторюсь, относиться и к этим спектаклям, и к режиссерам по-разному, но все это очень серьезные театральные работы.
И это свидетельствует о том, что разговоры о кончине русского театра, мягко говоря, преждевременны. А «Римская комедия» по пьесе Леонида Зорина, показанная в Театре Моссовета к юбилею Павла Хомского, доказывает, что хорошие пьесы, хорошие спектакли с годами не устаревают. Наоборот, они, можно сказать, вызревают, и в каждое время в них можно найти свой смысл.
[:image:]
[:rsame:]
На высочайшем уровне прошел фестиваль Ростроповича. Тон был задан на первом же концерте Юрием Темиркановым, поддержал планку Зубин Мета с Шестой симфонией Чайковского. Вообще, он своим выступлением доказал, что настоящий дирижер может дирижировать даже тишиной.
Я действительно никогда такого не видел – в финале он так невероятно тонко и точно направлял уходящий звук, это было что-то невозможное.
И конечно, пианист Борис Березовский своим исполнением Третьего концерта Рахманинова еще раз подтвердил, что русская пианистическая школа по-прежнему заслуженно лидирует в мире.
И еще я бы хотел отметить выставку старых испанских мастеров в ГМИИ имени Пушкина. Вообще, это было такой прелюдией к Году испанского языка и испанской литературы в России. Но помимо того, что эта экспозиция очень интересная сама по себе, она еще и знаковая. Потому что дает ответ – или просто напоминает нам лишний раз – на основное непонимание в сегодняшних наших спорах о соотношении жизни и искусства.
Так вот: искусство – это не жизнь, оно не является жизнью. Или, как говорил Аполлинер: «Искусство является жизнью в той же степени, что колесо – ногой». Вот это надо помнить, и тогда, может быть, мы сможем прийти к взаимопониманию.
[:wsame:]
[:wsame:]