Катастрофа в Казани показала проблемы российской авиации

Авиакатастрофа пассажирского лайнера в аэропорту Казани вскрыла несколько застаревших проблем, свойственных многим отечественным авиакомпаниям. По мнению экспертов, старые изношенные самолеты, неквалифицированные пилоты и экономия на техобслуживании отрицательно сказываются на безопасности полетов и легко могут стать причинами новых аварий

Фото:

Авиакатастрофа пассажирского лайнера в аэропорту Казани вскрыла несколько застаревших проблем, свойственных многим отечественным авиакомпаниям. По мнению экспертов, старые изношенные самолеты, неквалифицированные пилоты и экономия на техобслуживании отрицательно сказываются на безопасности полетов и легко могут стать причинами новых аварий.

С точки зрения статистики, пассажирская авиация представляет собой один из самых безопасных видов транспорта, уступая по этому критерию лишь железным дорогам. Поэтому каждая новая авиакатастрофа приковывает к себе самое пристальное внимание и дает экспертам повод для детального анализа ситуации.

«При таком сравнительно небольшом количестве авиапарков количество авиапроисшествий в Российской Федерации недопустимо велико. Это говорит о том, что у нас существует какая-то системная проблема, которая носит комплексный характер и провоцирует колоссальное количество авиакатастроф. Проблема может быть одновременно и в эксплуатации воздушных судов, и в уровне подготовки членов экипажа, и в оснащенности аэропортов, и в навигационном оборудовании и так далее», - констатировал эксперт ОП РФ по защите прав туристов и пассажиров, председатель правления «Центра защиты граждан России за рубежом и поддержки соотечественников» Роман Бобылев.

Падение и взрыв Boeing-737 в Казани ребром поставил перед обществом вопросы развития отечественной гражданской авиации. Речь, например, идет о вынужденной экономии авиакомпаний на техобслуживании – ведь только этим способом они могут хоть как-то понизить цену билетов.

То, что причиной авиакатастрофы могла стать экономия на подготовке лайнера, допускает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. «Но это не только вина авиакомпаний. Они просто вынуждены сокращать издержки, им больше не на чем экономить», - говорит эксперт.

Ведь всякий раз, когда чиновники или гражданские активисты разворачивают очередную кампанию за снижение стоимости авиабилетов, перевозчикам приходится либо игнорировать эти требования, либо пытаться экономить на безопасности. Процент собственной прибыли авиакомпаний составляет 2%-3%, а большинство слагаемых цены на билет вообще не находится в ведении компании-перевозчика. Действительно, ни тарифы на аэропортовое обслуживание, ни платежи поставщикам горючего или самих самолетов не предполагают влияния на них со стороны авиакомпаний. Тарифы устанавливают другие, а снижать цены требуют от авиаторов.

«Структура себестоимости авиаперевозок, которая сегодня существует, та правовая и налоговая среда, в которой существуют наши авиакомпании, не позволяет снизить стоимость авиабилетов именно потому, что львиная доля этой стоимости – это не услуги самой авиакомпании, - свидетельствует эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров. – Действительно, оказывается, что у авиакомпаний нет инструментов для того, чтобы снизить стоимость перевозки».

Другим ключевым фактором считается устаревание парка воздушных судов. Разбившийся в Казани лайнер до этого десятки лет работал на разных континентах. И если даже автомобиль такого возраста скорее всего вызовет вопросы при эксплуатации, то что говорить о самолете.

«Эта проблема действительно существует. Обновляются в основном крупные перевозчики. Это также касается не только вопросов техобслуживания, но и скандалов с контрафактными деталями. Эта проблема особенно касается региональных линий, - уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Еще проблема связана с налогообложением и финансированием.  В результате обслуживание старых лайнеров более дорогое. Финансовая модель не позволяет активно обновлять парк, все деньги идут на сервисное обслуживание и ремонт судов».

Не все в порядке и с кадрами – авиационная отрасль испытывает серьезнейший дефицит квалифицированных пилотов. Подготовить достаточное количество своих летчиков пока не удается, а привлекать иностранцев российским перевозчикам запрещено законом. Именно «человеческий фактор» может быть признан основной версией казанской трагедии.

Как оказалось, командир воздушного судна был назначен на эту должность слишком быстро, не вылетав положенного ценза. «Если эта информация подтвердится, то мы действительно сможем сказать, что у пилотов, у командира не хватало квалификации для того, чтобы выйти из нештатной ситуации, - считает Роман Гусаров, эксперт комитета по транспорту Госдумы. - Это прямое следствие дефицита пилотов, и дефицита в первую очередь именно командиров воздушных судов».

Итак, проблемы российской гражданской авиации в очередной раз обозначены. От того, насколько успешно они будут решены, зависит безопасность пассажиров, то есть нас с вами. И хочется надеяться, что компетентные органы уделят все необходимое внимание для решения этих вопросов уже в самое ближайшее время.  

Читайте также:

Глава СК РФ Александр Бастрыкин прибыл в Казань в связи с авиакатастрофой Boeing 737-500

Обнародованы новые данные о погибших и ходе расследования авиакатастрофы Boeing 737-500 в Казани

и другие новости о РАССЛЕДОВАНИИ АВИАКАТАСТРОФЫ BOEING 737-500 В КАЗАНИ

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика