16:00, 08 Октября 2013 Версия для печати

6 командиров кораблей, изменивших ход истории

Наваринское сражение 1827 года. Амбруаз Луи Гарнерей
Наваринское сражение 1827 года. Амбруаз Луи Гарнерей

8 октября в России празднуется День командира надводного, подводного и воздушного корабля – относительно новая памятная дата, которую решили в 2007 году учредить в российских ВМС. Мы вспомнили 6 самых прославленных капитанов из России.

Дата учреждена в память о Наваринском сражении , произошедшем в 1827 году у берегов Турции. За боевые подвиги в этой морской битве линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота был присвоен кормовой Георгиевский флаг. Именно на этом корабле сражались будущие великие флотоводцы Истомин, Нахимов и Корнилов. Мы же вспомнили о 6 великих русских капитанах, прославившихся иименно во главе команды конкретного судна.

1. Иван Крузенштерн, корабли «Надежда» и «Нева». В конце XV – начале XVI веков мир вступил в эпоху Великих географических открытий, началась новая эра исследований и путешествий. А Россия вплоть до прихода Петра I прозябала в дремучем Средневековье, ни о каких географических открытиях там и думать не смели. Куда уж там: Россия не имела ни флота, ни портов европейского уровня, ни науки – ничего.

Все круто изменилось в XVIII веке. Россия одним ударом топора царя-реформатора прорубила себе окно в Европу, озарила светом просвещения темную азиатскую комнату, наполнила морским воздухом перемен и жажды приключений затхлую келью своего терема. Уже в XIX веке, идя по намеченному Петром курсу, корабли русских нашли в безбрежном мировом океане свой маленький кусочек славы первооткрывателей, героев Великих географических открытий. Под командованием урождённого немца Крузенштерна два русских корабля в 1806 году завершили свой трехлетний кругосветный переход, подтвердив тем самым, что Россия – великая морская держава, а ее моряки – гроза всех флотов.

2 и 3. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, шлюпы «Восток» и «Мирный». Повторить славу Магеллана русским было мало – они жаждали большего. Через 14 лет после подвига Ивана Крузенштерна русские корабли под командованием немца Беллинсгаузена и армянина Лазарева, проделав гигантский путь из Кронштадта через Рио-де-Жанейро, 16 января 1820 года добрались до своей Америки – они открыли Антарктиду, гигантский замороженный континент, лежащий на Южном полюсе. Самым удивительным выглядит тот факт, что на деревянных кораблях того времени, которые едва могли передвигаться в таких ледяных широтах, русская экспедиция не только добралась до Антарктиды, но и вернулась домой в Россию.

4. Александр Маринеско, командир подводной лодки С-13. Наверное, ни одна военно-морская операция отечественного флота не вызывает столько споров и вопросов, как «атака века» Маринеско на немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» (о некоторых подробностях этого дела читайте здесь). Кто-то считает, что это было военным преступлением, кто-то уверен, что это была самая большая победа вообще за всю историю отечественных ВМС. Так или иначе, но по количеству погибших трагедия 30 января 1945 сравнима и даже превосходит гибель «Титаника» и входит в десятку самых кровавых кораблекрушений за всю историю.

5. Лейтенант Николай Эриксон, командир крейсера «Аврора». Бронепалубный крейсер российского производства имел долгую и интересную историю – он успел повоевать с японскими миноносцами в Цусимском сражении, подраться с германскими «рейдерами» на Балтике в Первую мировую войну и стать одним из главных символов Великой октябрьской революции. А погибла бы «Аврора» смертью храбрых в Цусимском сражении – и не обзавелась бы в вихре революционной осени семнадцатого красным командиром, товарищем Эриксоном, отдавшим знаменитый сигнал о штурме Зимнего. Уже в позднеесоветские годы родился анекдот: «Какое самое мощное орудие на свете? Пушка крейсера «Аврора»: один холостой выстрел – и 70 лет разрушений».

6. Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг». Члены экипажа крейсера «Варяг» во время Русско-японской войны немало сделали для укрепления хрестоматийного образа русского солдата и моряка. Подвиг «Варяга» повторится в Осовецкой и Брестской крепостях, и в Сталинграде. Вместе с крошечной канонерской лодкой «Кореец» русский крейсер американского производства более ста лет назад принял неравный бой, проиграл его де-юре, но выиграл де-факто. Да, все-таки крейсер Руднева победил в феврале 1904! Победил японцев даже не тем, что разгромил их в пух и прах, а тем, что показал действиями всего своего экипажа и капитана всю силу русского духа, отвагу, непоколебимость в борьбе и преданность принесенной присяге – в отличие от команды «Авроры».

Читайте также:

5 нововведений Сергея Шойгу, которые спасут российскую армию

Капитан подлодки, обматеривший начальство, представлен к увольнению

Иван (Адам Иоганн) Крузенштерн
Иван (Адам Иоганн) Крузенштерн
Фаддей (Фабиан Готлиб) Беллинсгаузен
Фаддей (Фабиан Готлиб) Беллинсгаузен
Михаил Лазарев
Михаил Лазарев
Александр Маринеско
Александр Маринеско
"Аврора", которой командовал Николай Эриксон (его фото не сохранилось)
"Аврора", которой командовал Николай Эриксон (его фото не сохранилось)
Всеволод Руднев
Всеволод Руднев

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

13:06, 10 Декабря 2016
В Астрахани работают магазины, в которых покупатели могут «перехватить до зарплаты» продукты, узнал Sobesednik.ru
»
13:00, 10 Декабря 2016
8 декабря в Москве трое неизвестных, пытаясь украсть банку энергетика из «Пятерочки», ударили ножом охранника
»
12:25, 10 Декабря 2016
Мел Гибсон против избалованного реализмом зрителя: обозреватель Sobesednik.ru — о фильме «По соображениям совести»
»