Загадка убийства Немцова: ТОП-5 дел с пропавшими уликами

Мы вспомнили самые громкие дела, в которых бесследно пропадали вещественные доказательства и видеозаписи с камер

Фото: Борис Немцов // Замир Усманов / Russian Look

Часто ли в уголовных делах бесследно пропадают доказательства и только ли в громких делах, разбирался Sobesednik.ru.

27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту застрелили бывшего вице-премьера России, известного оппозиционного политика Бориса Немцова. Несмотря на то, что мост просматривается десятками видеокамер, записи с места преступления в информации о деле не фигурируют. Мы вспомнили ряд подобных дел.

Убийство Бориса Немцова

Политик, получив четыре ранения, скончался на месте. По подозрению в совершении преступления были задержаны и арестованы: Заур Дадаев, Анзор и Шагид Губашевы, Тамерлан Эскерханов, Хамзат Бахаев. Следствие продолжается, с момента убийства было получено множество улик, в том числе и видеозаписей. Адвокат потерпевшей стороны Вадим Прохоров рассказал Sobesednik.ru о доказательствах, имеющихся в этом деле:

— Следствие делает работу по исполнителям, имеется около 700 видеозаписей разного качества. Среди них есть съемки по ходу движения автомобиля с предполагаемыми преступниками, есть с камер у кафе, где Борис Немцов ужинал со своей подругой незадолго до убийства, там много подобного. Однако нет видеозаписей с самого места преступления. Насколько я знаю, спецслужбы — их камеры расположены у места преступления — ничего не передавали следствию. Все это очень странно, если записей нет, люди за это ответственные должны подать в отставку, ведь камеры должны работать постоянно, это же место номер 1 в стране.

[:wsame:]

Спросили мы у адвоката и про фильм, созданный из записей камер — по информации СМИ его недавно смонтировали в Следственном комитете.

— Не думаю, что фильм прикрепят к делу. Кто это будет смотреть? Хочу добавить — работа следствия очень важна, они действительно работают, в их интересах раскрыть дело, — подытожил адвокат.

ДТП на Ленинском проспекте

25 февраля 2010 года у дома 30 на Ленинском проспекте произошло лобовое столкновение автомобиля «Мерседес», на котором находился топ-менеджер компании «Лукойл» Анатолий Барков, и автомобиля «Ситроен», управляемого жительницей Подмосковья Ольгой Александриной. В результате аварии Александрина и находившаяся с ней в машине пассажирка скончались. Барков попал в больницу с травмами, водитель автомобиля Сергей Катаев не пострадал. По данным официальной экспертизы, «Мерседес» на момент столкновения двигался по правилам дорожного движения. Представители семьи Александриных считают виновниками аварии людей в «Мерседесе»: по их мнению, этот автомобиль ехал по встречной полосе.

[:wsame:]

— Исчезли видеозаписи с 16 камер наблюдения, — рассказал Sobesednik.ru адвокат семьи Александриных на момент процесса Игорь Трунов. — Это только ГИБДД. Всего там примерно 21 камера, все непосредственно расположены прямо на месте столкновения. Если бы нам удалось получить эти видеозаписи, итог дела мог быть иным.

[:image:]

Во время расследования появилась запись с одной из видеокамер, расположенных недалеко от места аварии, однако самого момента ДТП на записи не было. По версии следствия, на мокром асфальте автомобиль Александриной превысил скорость, и при выполнении маневра его вынесло на другую полосу движения, после этого произошло лобовое столкновение. Расследование дела прекращено, виновной признана водитель «Ситроена».

Отравление Ющенко

Виктор Ющенко был отравлен в 2004 году. Многие эксперты сходились во мнении, что это происшествие повлияло на исход украинских президентских выборов. В ходе расследования пропали все образцы крови пострадавшего. Отравление так и не раскрыли. Об обстановке вокруг этого дела Sobesednik.ru рассказывает публицист Владимир Голышев, работавший в «Фонде эффективной политики» — организации, связанной с избирательным штабом Виктора Януковича, основного противника Ющенко на выборах:

— Отравление Ющенко, а особенно попытка обвинить в его организации Глеба Павловского, ведущего антиоранжевого политтехнолога той поры, воспринимались как курьёз. Я в то время написал цикл статей, высмеивающих версию отравления. Публикации на эту тему вызвали резонанс, а мне принесли журналистскую премию «Правый взгляд» и швейцарские часы. Не могу сказать, что я сегодня горжусь этой страницей в своей биографии. И наградные часы вот уже 10 лет совершенно напрасно тикают в шкафу.

[:image:]

Что же касается самого происшествия, то отношение к нему у меня резко изменилось после трагической гибели в Лондоне Александра Литвиненко. Считаю, Ющенко действительно отравили. И, кстати, курьёзное обвинение в адрес Глеба Павловского мне сегодня представляется элементом операции прикрытия. Отравление Ющенко — не такой безобидный эпизод, каким считался прежде. У заказчиков должно было появиться острое желание «подчистить хвосты». И легендарная украинская коррупция позволяет сделать это дешево и сердито.

Дело иеромонаха Илии

16 августа 2012 года внедорожник Mercedes Gelandewagen, управлявшийся иеромонахом Илией (Павлом Семиным), спровоцировал аварию на Кутузовском проспекте. В результате происшествия погибли двое служащих дорожной службы, оба находились на огороженном участке дороги, куда на огромной скорости въехал джип священнослужителя. С места ДТП Семин скрылся, но через некоторое время явился в полицию.

[:wsame:]

Адвокат потерпевшей стороны Игорь Трунов заявил Sobesednik.ru, что из дела исчезли записи видеокамер и протоколы допроса свидетелей, которые говорили, что задержанный был пьян. Представители следствия ответили, что записи никто не просил приобщать, а кроме того сообщили: «Доводы адвоката о том, что при передаче материалов уголовного дела, возбужденного в отношении Семина, якобы были утеряны видеозаписи с места ДТП, имеющие важное значение для следствия, являются несостоятельными. Указанные адвокатом электронные носители не содержали информации, имеющей значение для установления обстоятельств совершенного преступления. В связи с этим данные объекты к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств не приобщались». Дело о ДТП прошло без информации с камер покрывающих территорию аварии.

[:image:]

— Сами видеозаписи, протокол — все пропало. Там были записи с большого количества камер. Все было в деле, а потом исчезло, — вспоминает Игорь Трунов.

Напомним, иеромонаха Илию посадили на 3 года, в то время как защита потерпевшей стороны просила 7 лет тюрьмы.

Процесс Руслана Рахаева

29 февраля 2012 года в Нальчике был задержан капитан полиции Руслан Рахаев. Начальника уголовного розыска Черкесска обвиняют в убийстве Дахира Джанкезова, подозреваемого в ряде квартирных краж. Убитому были нанесены многочисленные ранения (10 ребер сломано, всего 18 переломов). Специальный корреспондент «Новой газеты» Ирина Гордиенко, освещавшая это дело, рассказывает Sobesednik.ru, что Джанкезова доставили в кабинет полицейского уже сильно избитым. По мнению журналистки, капитан полиции не мог нанести такое количество травм задержанному за час, пока тот находился у него. Повреждения могли нанести в опорном пункте полиции, где держали Джанкезова до этого.

[:wsame:]

— Главное доказательство в деле Рахаева — данные судебно-медицинской экспертизы о вскрытии. По ходу процесса их появилось три штуки. Первая была сделана через 2 часа после смерти. Ее результаты говорят, что чудовищные травмы Джанкезов получил до «попадания» в кабинет полицейского, — рассказывает журналистка. — Но экспертиза была готова лишь спустя два месяца после смерти задержанного. На тот момент уголовное дело шло полным ходом. И вот пришли результаты экспертизы, и стало понятно, что оно разваливается. Следователи заказали еще одну экспертизу, труп эксгумировали и дали результаты, по которым повреждения, полученные Джанкезовым, появились от 1 до 3 часов до смерти, то есть как раз в кабинете капитана полиции. Третья экспертиза показала схожие результаты. Я обратилась в независимую лабораторию в Пятигорске, после изучения экспертиз мне сказали, что давность травм Джанкезова не менее 4–6 часов.

[:image:]

Суд приговорил Рахаева к 13 годам колонии строгого режима в июле 2013 года. В октябре 2013 года бывший начальник уголовного розыска был освобожден, приговор был отменен, дело отправили на доследование. В феврале 2015 года обвинение ему предъявили повторно.

Что происходит?

Действительно ли улики пропадают часто, или это касается только резонансных уголовных дел? Почему такие ситуации появляются? Как искать выход из них? Мы опросили экспертов.

— Должен сказать, что это сегодня общая проблема, — говорит адвокат Игорь Трунов. — В процессах с известными участниками вещдоки часто пропадают. Другая ситуация в делах с обычными людьми. Так как они общественного резонанса не имеют, пропажи там не происходит.

[:wsame:]

Однако адвокат Оксана Михалкина не согласна со своим коллегой:

— Не думаю, что улики пропадают только из важных дел. О других случаях широкой публике просто неизвестно. В таких случаях нельзя сдаваться, нужно искать опытного защитника и тщательно изучать документы. Считаю, что эта проблема отчасти связана с утратой преемственности в органах. В советские времена новые кадры много работали с опытными следователями, теперь часто дела поручают совсем неопытным молодым специалистам, они допускают ошибки.

О своём видении причин сбоев в работе следственных органов рассказал и политик Владимир Милов:

— Проблема в том, что следствие и органы не подотчетны обществу. Смотрите, какая там ситуация: нет реального контроля, им неинтересно искать настоящих виновников, не будет спроса за это — вот так.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика