Эффект Шаталова. Как политика Минфина опустошает казну

«Российский бюджет в 2014 году может недополучить 1 трлн рублей», – сообщил журналистам директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин

Фото: Сергей Шаталов // premier.gov.ru

«Российский бюджет в 2014 году может недополучить 1 трлн рублей», – сообщил журналистам директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. Эта невеселая перспектива грозит урезанием социальных статей в бюджете. Хотя премьер-министр Дмитрий Медведев на днях, отчитываясь перед депутатами Госдумы, бодрился («Какие бы трудности ни испытывала наша экономика, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объеме»), но ни у госпредприятий, ни у частного бизнеса нет резервов – почти все выкачала политика, проводимая налоговым куратором Минфина Сергеем Шаталовым.  

Отнимать и делить? Нет, стимулировать!

Санкции, внешнее давление – это лишь одна из причин, и не самая серьезная. Куда опаснее хвори загнанной экономики (лошадей в таком состоянии пристреливают, не правда ли?). Да и сам идеолог нынешней налоговой системы, зам. министра финансов Сергей Шаталов, признает: «Мы исчерпали ресурс повышения налогов». 

Всемирный банк, проанализировав российские показатели, пришел в ужас: по расчетам директора департамента глобальных индикаторов и аналитики ВБ Аугусто Лопеса-Клароса, совокупная ставка налога у нас составляет 50,7%. Эксперт призвал российских чиновников брать пример с тех стран, где «наиболее низкий уровень обложения бизнеса, но при этом экономика стабильная и имеет возможности финансировать все основные нужды государства».

[:image:]

Г-н Шаталов предпочитает идти другим путем. В подготовленном под его руководством проекте «Основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы» предлагается новое увеличение налоговых сборов – «за счет расширения налоговой базы». Но посмотрим на ситуацию в одной из самых благополучных сфер нашей экономики – в топливно-энергетической. ТЭК задыхается от затянутой до предела налоговой удавки. Крупные компании вынуждены наращивать долги, чтобы финансировать развитие, мелкие уходят из бизнеса. Недавно в Тюмени прошло выездное заседание комитета по экономической политике Совета Федерации, где обсуждались причины снижения добычи углеводородов в Уральском федеральном округе: газа – на 4%, нефти – более чем на 8%. «Причина – в нарушении баланса интересов государства, регионов и неф-тедобывающих компаний», – заявил полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. По его мнению, увеличить нефтедобычу можно путем привлечения малого и среднего бизнеса к работе с малоликвидным и бездействующим фондом нефтяных скважин. Еще один путь – применение прогрессивных методов увеличения нефтеотдачи и работы с «трудной» нефтью. 

Все это требует перемен в налоговой политике, чего неоднократно требовали недропользователи. Известен даже эффект от налогового стимулирования – ежегодный прирост добычи нефти в России в объеме 15–20 млн тонн. Однако Сергею Шаталову за два десятка лет работы в Минфине, похоже, никогда и  в голову не приходило, что налоговая система может и должна стимулировать экономику, а не только отнимать и делить...  

Зачем всех стричь под одну гребенку?

Пересидев аж пятерых министров финансов, он так вошел во вкус, что позволяет себе игнорировать прямые указания главы государства. Приведем лишь два примера. Президент требует укрепления финансово-экономической базы местного самоуправления. «Провозгласив фактически лозунг о приоритетном развитии местного самоуправления несколько лет назад, мы практически ничего не сделали для его реального воплощения в жизнь, – заявил Путин на одном из заседаний Госсовета. – Ситуация должна быть радикально изменена к лучшему, и в самые короткие сроки. Серьезных препятствий к этому, кроме обычной чиновничьей нерасторопности, здесь не вижу». Результат: местной власти прибавили обязанностей, а средства для их выполнения остаются те же. Осенью в послании президента было обещано компенсировать регионам расходы на создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов – Минфин до сих пор не создал нормативной базы... 

[:image:]

«У нас очень разветвленная система налоговых льгот, – кручинится зам. министра финансов. – Есть, кажется, льготы на все случаи жизни, особенно быстро они размножались в последние пять лет…» Однако на только что состоявшемся в России Международном форуме легкой промышленности говорилось, что нынешний, весьма еще слабенький рост отрасли стал возможен лишь в последние годы – после снижения налогового бремени. Хотя текстильное и швейное производство – почти 30 тысяч предприятий – в России является градообразующим во многих регионах и давно могло бы стать двигателем региональной экономики. Но и сегодня контрафакт, «серый» импорт составляют треть текстильного рынка страны – и это тоже результат налоговой политики Минфина.

Постыдно мала в отечественной экономике доля высокотехнологичной продукции. Причина та же – многолетняя стрижка разных отраслей под одну налоговую гребенку. С огромным опозданием появились в Минфине планы распространить льготы на инжиниринговые компании, снизить ставки на прибыль для индустриальных парков и «гринфилдов». Но специалисты не обманываются: инновационного в таких проектах немного, зато есть опасность крышевания искателей налоговых льгот, не имеющих никакого отношения к высоким технологиям.

Существует другой путь к развитию высокотехнологичного бизнеса – с отменой налога на добавленную стоимость (НДС) и введением налога с продаж. Сторонники его ссылаются на опыт Японии, где принципиально низкая ставка по НДС (меньше 10%) ослабила налоговую нагрузку на высокотехнологичный бизнес и способствовала экономическому росту. Но в Минфине категорически против Сергей Шаталов: по его мнению, это неэффективно в российских условиях. Чиновник подчеркивает, что предлагаемый вместо НДС налог с продаж «очень сложен в администрировании». Хотя японцы вполне с ним справились. А чем мы-то хуже? 

[:image:]

К застою экономики прибавляется чиновничий застой

«Налог с продаж перераспределит доходы бюджета с федерального на региональный уровень, – считает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. – Сегодня межбюджетные отношения и вся налоговая система России построены таким образом, что большую часть налогов забирает федеральный центр и потом распределяет их в виде бюджетных трансфертов на социально-экономическое выравнивание регионов. Такая ситуация в корне подавляет какую-либо активность регионов по развитию предпринимательства, созданию благоприятного климата и привлечению инвестиций. НДС – это налог, который по своей сути может быть только федеральным. Его нельзя привязать только к одному региону. А налог с продаж может и должен быть региональным. И в этом случае получится, что налог с продаж, который будет вместо НДС, точно останется в регионах».

«Я уверен, что отмена НДС, приведя к оздоровлению бизнес-климата, обернется как минимум не меньшим притоком денег в казну, – такого мнения придерживается один из топ-менеджеров высокотехнологичного бизнеса, президент группы IT-компаний ЛАНИТ Георгий Генс. – У бизнеса существенно увеличатся обороты, с ними – продажи, а значит, и налогооблагаемая база. С отменой НДС сократятся расходы бизнеса на содержание бухгалтерии. Ведь сейчас половина штата бухгалтеров занимаются только этим налогом. Сложность методики исчисления НДС стимулирует придирки фискальных организаций, а значит, и коррупцию…»

[:image:]

Однако Сергей Шаталов стоит на своем – видимо, ему так удобнее. Аппарату так удобнее. В итоге к застою экономики в России прибавляется чиновничий застой. Минус плюс минус, а в результате финансовая яма, грозящая обернуться про-пастью. 

...Теперь чиновники предлагают объявить амнистию для российских капиталов, спрятанных за границей. В Минфине предлагают два варианта. Первый – полумягкий: владелец капитала при возврате денег на родину платит налог с ввезенной суммы, но освобождается от уголовной ответственности, штрафов и пеней. При втором варианте «репатриант» освобождается даже от уплаты налога. Напомним, что в 2007-м в России уже пытались провести налоговую амнистию. Любой гражданин мог, задекларировав сумму, укрытую от налогообложения, и заплатив с нее 13% в казну, спать спокойно. При этом указывать источники происхождения денег он был не обязан. Но итог оказался плачевным: совокупно было амнистировано 3,5 млрд рублей – капля в море! В бюджет поступило 458 млн декларационных платежей. На этот раз прогнозы еще хуже...

Почему же, ведь за границей уже припекает? Скептики утверждают, что, пока в России будет действовать «эффект Шаталова» – запредельная налоговая нагрузка, – спрятанные за рубежом капиталы на родину не вернутся. 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика