15.01.2008

Летит «Запор» во весь опор!

Авто под названием «Запорожец» – живая легенда. Эта машина стала таким же символом СССР, как «Советское шампанское», сырок «Дружба», пиво «Жигулевское» или колбаса «Докторская» по 2.30.

Авто под названием «Запорожец» – живая легенда. Эта машина стала таким же символом СССР, как «Советское шампанское», сырок «Дружба», пиво «Жигулевское» или колбаса «Докторская» по 2.30.

Запустили вместо комбайнов

 «Запорожец» – герой многочисленных анекдотов и обладатель обидного прозвища «горбатый». Он был первым микролитражным автомобилем в СССР и оставался единственным до появления «Оки». Маленький и неказистый автомобильчик, прежде чем предстать перед взорами страждущих советских автолюбителей в том виде, в каком его помнят сейчас, прошел длинный путь своего рождения на свет.
В далекие 50-е советская автомобильная промышленность переживала глубокий кризис. В год выпускалось лишь 100 тысяч легковушек, в то время как грузовиков почти в четыре раза больше.

Партийные бонзы, оценив ситуацию на авторынке западных соседей, приняли решение по запуску «народного» авто. В Европе того времени царствовали малолитражки. В Германии выпускалась первая модель «Фольксваген Кафер», который позже стал всем известным «жуком». В Италии же производили свой «Фиат 600», ставший впоследствии прототипом будущего «горбатого».

Свободных мощностей для производства принципиально нового авто в стране отыскать не удалось, и под выпуск «Запорожца» решили перепрофилировать украинский комбайновый завод «Коммунар». А поставщиком двигателей стал Мелитопольский моторный завод, до этого выпускавший судовые моторы.

Первые образцы «Запорожца» оснащались мотоциклетным двигателем мощностью 17,5 лошадиных сил, а кузов был практически полностью скопирован с донора – «Фиата 600». Однако в серию эта модель не пошла – мотор был очень шумным и плохо охлаждался. Но главный недостаток крылся в недолговечности двигателя. Срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тысяч км пробега, а любой автолюбитель подтвердит, что это максимум 3 года не очень интенсивной езды. конструкторам пришлось ломать голову над созданием нового двигателя.

Дешево и сердито

Процесс мало-помалу пошел, и уже в 1960 году первый «горбатый» отправился в Кремль на смотрины. Члены ЦК и политбюро остались довольны. Автомобильчик получился ладный, комфортабельный и, что самое главное, – дешевый. Установленная цена нового «горбатого» составила около 2 тысяч рублей, что по тем временам было суммой немалой.

Новые «Запорожцы» расхватывались, как горячие пирожки. И это несмотря на то, что в свеженьких «горбатых» отыскали сразу несколько существенных недостатков. У него оказались слишком маломощный мотор, маленькие салон и багажник. Но разве можно обращать на такие в буквальном смысле мелочи внимание?! Именно этому малышу было суждено стать воплощением идеи Хрущева «догнать и перегнать Америку», которая касалась не только кукурузы и жилья. Как и в случае с квартирами площадью 30 квадратных метров, машина тоже должна быть маленькой и экономичной. «горбатому» доверили роль «автомобиля для трудяги». Эдакое воплощение народной мудрости: дешево и сердито.

Мечта механика

Машину полюбили не только в городах, она стала дико популярна на селе благодаря проходимости и маневренности. «Запорожец» был единственным авто, способным ехать по проселочной дороге, не сваливаясь в колею грузовика, проскакивая между ямами и колдобинами. Одним из главных достоинств «горбатого» было то, что практически любой автовладелец мог собрать и разобрать свою «ласточку», что называется, на коленке. Простота конструкции автомобильчика открывала для советских хозяев «горбатых» удивительный мир тюнинга, который только-только зарождался на Западе.  Русские умельцы заменяли агрегаты своей машины, ставя на нее второй радиатор спереди (мотор у «Запора» вопреки норме находился сзади, а спереди – багажное отделение), масляную печку, а некоторые даже умудрялись скрещивать поздние модели «Запорожца» с агрегатами «Москвичей» и других более современных авто.

– Этот автомобиль – настоящая легенда, – рассказывает Максим, счастливый обладатель «Запорожца». – У него есть несколько «врожденных» дефектов, но при должном обращении «горбатый» можно эксплуатировать годами. Самое слабое место – двигатель. Штатный мотор в то время был не так уж и плох, и «горби» мог разгоняться до 85 км/ч, но в наше время он морально устарел. Я заменил двигатель и коробку передач, разобрав старую «Оку», и мой «Запорожец» стал гонять, как «Феррари».

От свалок до музеев

До двадцать первого века дожили лишь несколько тысяч «горбатых», которые по-прежнему способны передвигаться самостоятельно. Еще лет 10–15 назад от них избавлялись, как от ненужного мусора, а теперь цена некоторых экземпляров зашкаливает за 10 тысяч долларов! В России и на Украине появилось сразу несколько клубов любителей этой машинки. Кстати, «Запорожец» был первым в нашей стране автомобилем, у которого появились настоящие фаны.

– Очень люблю наблюдать реакцию людей, когда еду по трассе, – говорит владелец раритета Максим. – Даже иномарки уступают дорогу.
Пик популярности измененных «Запорожцев» пришелся на середину 90-х. Каждый, кто мало-мальски смыслил в автомеханике, мог собрать свой уникальный автомобиль, который отвечал бы всем требованиям владельца. К сожалению, эта волна популярности нанесла также и непоправимый вред. Неизвестно, сколько «Запоров» закончило свою жизнь от рук неумелого хозяина. Правда, многие из тех автомобилей, что покоились в недрах свалок и пенсионерских гаражей, обретают новую жизнь. А на выставках автоэкзотики именно «Запорожец» по праву является одним из самых любимых зрителями автомобилей.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика