28.07.2009

Выпуск в никуда

От 150 до 600 тысяч выпускников вузов этого года окажутся дипломированными безработными – таковы прогнозы чиновников и экспертов. Как на практике молодые спецы трудоустраиваются в кризис, выяснял «Собеседник».

Закончил вуз – продавай путевки в Турцию

Дмитрий Буков только что окончил ВШЭ, диплом специалиста по финансовому менеджменту повесил дома на видном месте. Документ служит лишь элементом декора, потому как практического толка от него пока никакого.

– Искать работу я начал еще в феврале, и до сих пор ничего, – говорит Дима. – Когда поступал, у специалистов моего профиля все было в ажуре: вакансий много, зарплаты выше с каждым годом, потому экономику и выбрал. А теперь из моих сокурсников всего несколько человек нашли работу, и то по большому блату – устроились к родственникам и знакомым. У меня таких связей нет, а поиск по базам вакансий и кадровым агентствам не дает вообще ничего.

Все, что предлагают Дмитрию – работа с мизерной зарплатой и не по специальности.
– Последняя вакансия, которую удалось найти, – менеджер по работе с клиентами в турагентстве, – рассказывает он. – То бишь сидеть на телефоне и продавать билеты в Турцию. Исходя из того, какова стоимость путевки в Турцию из Санкт-Петербурга, определяются бонусы для сотрудника турфирмы. Испытательный срок два месяца с зарплатой 18 тысяч. Пока турсезон в разгаре, им нужны лишние руки, а в октябре меня просто выкинут.

Еще в феврале ректор той же ВШЭ Ярослав Кузьминов предрекал, что из 1,3 миллиона выпускников почти половина не смогут трудоустроиться. Экономисты, финансисты как раз на передовой кризисной безработицы.

– У нас в этих сферах вакансий просто нет. С юристами тоже сложно. – Ольга Климова – ведущий специалист службы содействия занятости РГГУ. – Получше ситуация с архивистами, документоведами. Есть вакансии для маркетологов и рекламистов, специалистов в сфере искусства и переводов. По анкетам, сейчас трудоустроены 65% наших выпускников.


Биржа труда от alma mater

Свои службы занятости есть в каждом вузе – с 2000 года это обязательное условие для аккредитации. До кризиса многие студенты и не подозревали об их существовании, а теперь даже сюда начали обращаться.

– Хотя в большинстве вузов эти отделы существуют для проформы, – считает глава Российского профсоюза студентов Алексей Казак. – Просто копируют вакансии с интернет-сайтов.
В РГГУ контачат с работодателями напрямую, но за этот год сюда прислали 135 вакансий, а выпускников в 10 раз больше. Получше обстоят дела в службе занятости МГТУ им. Баумана.
– У нас на каждой кафедре есть свой человек по этим вопросам, – говорит начальник отдела производственной практики и трудоустройства молодых специалистов МГТУ Александр Киричек. – Раз в год мы проводим ярмарку вакансий, и предприятия борются за право попасть туда. Обычно мы собираем заявки от полутора сотен компаний, в этом году пришло 100. Другие вузы не набирали и 10 фирм, даже у МАИ и МГИМО не получилось. В итоге ребята сейчас обращаются к нам, правда, приходится отказывать. Из наших выпускников пока трудоустроены 85%.

У молодых технарей общая ситуация в кризис поспокойнее. Хотя и тут не все гладко. Например, Максим Курапов окончил МЭИ по специальности «радиотехника». А в итоге нанялся в управу специалистом по работе с молодежью.

– Я это место нашел еще в конце осени, решил подстраховаться, – объясняет Максим. – В госструктурах всегда стабильно, можно спокойно пересидеть кризис. Теперь мне даже нравится, хотя зарплата низкая, по специальности платили бы больше. Многие мои сокурсники устроились по профилю и получают очень неплохо – в районе 40 тысяч.

Это и правда сказочная зарплата для кризисного выпуска-2009. Даже в МГТУ лучшие выпускники дефицитных специальностей, по данным местной службы занятости, могут рассчитывать на 25–30 тысяч рублей. В прошлом году оклады колебались от 50 до 70 тысяч. Выпускникам РГГУ в среднем предлагают около 20 тысяч рублей. Для многих и это удача.
– Еще в начале кризиса знающие люди говорили, что, если предложат 20 тысяч, надо радоваться. – Татьяна Пеева только что окончила юрфак Открытого университета. – На такие зарплаты у нас в основном все и пошли. Я вот устроилась к одному известному туроператору. Деньги небольшие, но главное – работа есть, опыт набираю.

Прожить в Москве на такую сумму самостоятельно нереально. А если студент простился не только с вузом, но и с его общежитием, тут или бомжевать, или голодать – на выбор.
– С нового года я работаю помощником юриста за 15 тысяч. – Люда Заточина – молодой правовед из МГУ. – На эти деньги я не могу арендовать квартиру, сейчас снимаю фактически койко-место за 6000 рублей: делим комнату с подружкой на окраине Москвы. Долго я так не выдержу, а зарплату в ближайший год мне точно не повысят.
От такой жизни Люда хочет уехать подальше. Работу по специальности за границей ей не найти. Но сейчас она пытается устроиться гидом в Таиланд или Египет. Те же 500 долларов, но на всем готовом. Однако что ждет ее по возвращении? Люда боится об этом даже думать.


Отдадим выпускника задаром


Еще в мае Дмитрий Медведев говорил о 150 тысячах безработных выпускников. Недавно глава Роструда Юрий Герций озвучил цифру в 200 тысяч, а ректор МГУ Виктор Садовничий увеличил ее до 500. Чиновники разного уровня пытаются сосчитать неприкаянных выпускников, а в итоге проблему вешают на работодателей. В нескольких регионах для этого запустили свои антикризисные программы. Например, в Челябинской области введут квоты для молодежи. Предприятие со штатом до 100 человек обяжут взять на вакантное место одного выпускника, фирму в 200 сотрудников – двух. Если квоты не выполняются, работодатель платит административный штраф 2000–3000 рублей. Возможно, штрафы и будут платить, это все равно дешевле, чем оклад молодого специалиста.

Охотно выпускников берут на работу в одном случае – когда они «бесплатны».

– У нас многих зовут на стажировку без зарплаты, кого-то потом обещают трудоустроить, – говорит Ольга Климова из РГГУ. – И ребята идут, ведь если все равно предложений нет, можно хотя бы набраться опыта.

В Тверской области такую стажировку даже ввели, как антикризисную, но за нее выпускникам платят из бюджета.

– Каждому стажеру мы положили минимальный оклад в 4350 рублей, – рассказали в местном департаменте занятости населения. – Работодателям идея понравилась.
Нанимателям бесплатная рабочая сила, понятно, на руку. А молодым спецам придется вкалывать за мизер и надеяться на лучшее. Хотя осенью их положение будет еще хуже: примутся искать работу и те, кто решил последнее лето отдохнуть после 5–6 лет напряженной учебы.

– Многие коллеги не учитывают еще одного. Скоро на рынок труда вернутся выпускники предыдущего года, которым после отмены военных кафедр пришлось отслужить год в армии, – предупреждает Александр Киричек из МГТУ. – К нам они уже начали обращаться.

А еще через полгода появятся следующие выпускники: многие ведь заканчивают основную учебу зимой, а летом только получают диплом. Свежая кровь слишком активно вливается в пораженный кризисом рынок труда. И возможно, вакансии дворников-штукатуров вместо нелегалов вскоре займут образованные молодые люди.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика