Самый долгий «Триумф»
Подробности подводных течений премии и о роли в ней опального олигарха Бориса Березовского
Несмотря на деньги Березовского
28 января в Белом зале Музея имени Пушкина чествовали лауреатов премии «Триумф» – старейшей российской премии в области культуры.
Имена героев: сценарист Юрий Арабов, художник и сценограф Эдуард Кочергин, художник-мультипликатор, обладатель «Оскара» Александр Петров, композитор Алексей Рыбников.
О подводных течениях премии, о роли в ней опального олигарха Бориса Березовского мы поговорили с директором фонда «Триумф» Игорем Шабдурасуловым.
– «Триумф» с самого первого дня был известен как премия Березовского. Он по-прежнему дает на нее деньги?
– В 2000 году он выделил некую сумму, которая была депонирована в банки. На ежегодные проценты от этой суммы и образуется объем премиального фонда, в общей сложности он составляет 750 тысяч долларов в год. По такой же схеме выделяются деньги на нобелевские премии.
– Березовский, мягко говоря, не фаворит Кремля. У фонда «Триумф» нет в связи с этим осложнений?
– Осложнений нет, но определенный флёр, безусловно, присутствует. Я имею в виду имидж Бориса Абрамовича и его сегодняшние отношения с властью, точнее говоря, отсутствие этих отношений. До 2000 года, когда он был во власти и власть была к нему благосклонна, вопросов не было вообще никаких. Сейчас он фактически политэмигрант. От этого ни культура, ни наука не умерли. Надо быть совсем без ума, чтобы устраивать гонения на фонд или на членов жюри только потому, что проект финансирует Березовский.
– Он в курсе выбора жюри?
– Естественно. И всегда, не только в этом году, мы зачитываем приветствие Бориса Абрамовича, адресованное членам жюри, и его поздравление лауреатам. Иногда оно состоит из трех слов, иногда из трех абзацев.
– У него не было желания лично посетить церемонию?
– Простите меня, а каким образом он может это сделать? Если бы вы были в его положении, вы рвались бы сюда?
– Вряд ли.
– Вот вы и ответили на вопрос.
– По идейным соображениям от премии не отказывались?
– Никогда.
– Инфляция на размер премиального фонда не влияет?
– Я в фонде с 2000 года, и при мне это всегда была величина постоянная: несколько премий в области культуры, так называемых Больших, по 50 тысяч долларов каждая. С 2000 года появились две новации: премия «Триумф» в области науки с тем же номиналом и молодежная – для молодых лауреатов. Раньше она составляла полторы тысячи долларов, сейчас – пять.
– Налагает ли премия какие-либо обязательства на победителей?
– А какие они могут быть?
– Ну, например, выступить с концертами в детских домах.
– Такого никогда не практиковалось. Иногда в рамках фестиваля «Триумф», который проводится каждый год, мы обращаемся к лауреатам с просьбой выступить, дать концерт, показать фильм – в зависимости от жанра, в котором они работают. Естественно, когда люди могут и их расписание позволяет, то отказов не бывает. Гонораров за выступление мы не платим.
– Бывало так, что человек становился лауреатом, потому что отчаянно нуждался в деньгах? Я это спрашиваю, потому что нередко у служителей высокой культуры очень скромный достаток.
– Благотворительность сама по себе прекрасна и хороша, но это не предмет премии. Она дается за профессиональные заслуги и достижения. Но вот Юнна Мориц, получая премию, сама сказала, что, помимо моральных аспектов, ей очень важна денежная составляющая. У нее на тот момент было сложное материальное положение.