Отсрочка не только для мам

На прошлой неделе Госдума приняла поправки, касающиеся предоставления отсрочек отбывания наказания для беременных женщин. О том, насколько более гуманным станет закон, размышляет юрист Светлана Бахмина, в недавнем прошлом имевшая все основания претендовать на подобную отсрочку, но лишенная такого права судом.

– И раньше женщины с маленькими детьми имели право на отсрочку. В чем же новость?

– Трудно говорить, не видя документа (а он еще не опубликован), но насколько понятно из комментариев авторов законопроекта, теперь и отцам можно просить отсрочку исполнения наказания, если они одни воспитывают маленького (до 14 лет) ребенка. Это – хорошая новость. Но, кажется, и единственная.

– А просто ли получить отсрочку? Вам вот отказали…

– В колонии мне довелось лично знать только двух женщин, которые просили об отсрочке. Предоставили одной – у нее срок был, кажется,
1 год. Между тем формально на это могли претендовать процентов 30 женщин.

Чаще всего отсрочку предоставляют на стадии вынесения приговора (правда, за время моего пребывания в СИЗО далеко не все женщины, имеющие на это право, получили отсрочку на этой стадии). Решение данного вопроса – целиком на усмотрении судьи. Но даже если есть все законные основания, решение все равно может быть отрицательным. А когда женщина отбывает наказание, судьи не хотят брать на себя ответственность за уже осужденных. Логика понятна: выносивший приговор судья отказал, и нам лишняя «доброта» ни к чему.

– По каким преступлениям обычно дают отсрочку?

– Могу поделиться личными наблюдениями. В колонии многие женщины просили меня помочь составить жалобу по их делам. Поэтому я видела по документам всю их биографию. Обратила внимание на такую закономерность. По нетяжким делам (например о наркотиках, мелком воровстве), как правило, женщинам сначала дают условные сроки, потом отсрочку из-за детей и только на 3–4-й раз – реальный срок. Мне кажется, из-за таких «нерадивых» дезавуируется сама идея отсрочки.

В то же время много женщин, которые действительно раз в жизни оступились, хотя и совершили более тяжкие преступления (например экономические), но они на 99% никогда больше не попадут в тюрьму и уж точно будут заботиться о своих детях. Однако им шанса не дали. Как принимают решения об отсрочке тем, кто на те же 99% детьми заниматься не будет, а снова пустится во все тяжкие, непонятно. Это, видимо, проблема неглубокого подхода при разрешении уголовных дел. Едва ли с поправками что-то сильно изменится.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика