Пермский Маресьев

После того как в 31 год Радик Гарипов потерял ногу, у него началась другая жизнь. Но не та, в которой отчаяние и борьба за выживание. Безногий Гарипов ходит в тайгу, летает на параплане и занимается джиу-джитсу.

До 1995 года Радик Гарипов был самым обыкновенным парнем: отслужил в армии, женился, родил двух наследников, работал в лагере «Высота» на базе пермского авиаклуба. Летом того злополучного года Радик, как обычно, готовился к полету на параплане – на прессовальном станке собирал лебедку для его запуска. Он не сразу заметил, как от стены отделилась и стала падать незакрепленная стальная плита весом больше тонны. А когда увидел и попытался отскочить, зацепился левой ногой за швеллер. Гарипов до сих пор помнит все до мелочей: как резко стало больно, как увидел кровь, как сбежавшиеся мужики поднимали плиту. И как понял, что теперь он – инвалид. Еще он отчетливо помнит, что почему-то не ощутил страха перед будущим. В голове промелькнуло: «Все равно буду летать».

Самой большой болью для Гарипова стало то, что ушла жена. Сейчас он говорит об этом спокойно, но обида все-таки проскальзывает. Парня поддерживали мама, родня и друзья, которые помогали деньгами на лекарства. Радик стал снова учиться ходить и жутко ненавидел костыли – мечтал о протезе. А когда получил его, удивил всех тем, что взялся за инструменты. Радик стал обтачивать протез, чтобы тот не вылетал при сильной нагрузке, подгонял под себя систему подвески. Ему мало было просто встать на ноги – Радик хотел прыгнуть с парашютом.

Уже через год, летом 1996-го, он вернулся на работу в лагерь и поднялся с инструктором в небо.

– Мандраж был жуткий, – вспоминает Гарипов. – Я не знал, как нога себя при посадке поведет. Пока готовился и на тренажерах отрабатывал приземление, все время об этом думал. А когда коснулся земли и купол «погас», на меня такая радость нахлынула!
С тех пор инвалид Радик Гарипов живет так, как некоторым здоровым людям и не снилось. Он летает на параплане. Объездил весь Пермский край – Радик увлекся древними музыкальными инструментами и стал разыскивать людей, которые научили бы  его играть на кубызе (варгане). Теперь он мечтает создать в Перми школу кубызистов. А в 2003 году безногий Гарипов записался в секцию джиу-джитсу.

– Тренер не верил, что я вытерплю, – улыбается Радик. – Во время разминок, когда мы учились падать, делать кувырки, он все смотрел, как я двигаюсь. Потом понял, видимо, что я справляюсь, стал меня в пары к молодым ставить. Ха, ко мне несколько раз на улице хулиганы цеплялись. Я их честно предупреждал, что могут пожалеть! Тренируюсь каждую неделю, правда, летом реже получается – летом я хожу в горы.

Все тренировки и экспедиции Гарипов оплачивает сам, при этом еще и сыновьям помогает. Недавно купил старенький «уазик-буханку». Теперь, если кому надо добраться в далекий таежный угол, люди идут к Гарипову – он когда-то лесником работал, тайгу наизусть знает.

На родине Радика называют «пермским Маресьевым». Часто зовут в гости те, чьи родственники или друзья стали инвалидами. Гарипов нотации про то, что «надо держаться», не читает – просто объясняет, какие сейчас бывают протезы и что можно с их помощью делать. Рассказывает и о тех инвалидах, кто не справился, спился. Говорит о себе. Это полезнее всяких нравоучений – это инвалид Радик Гарипов знает лучше всех.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика