11.02.2008

След «Ноги». Чем завершится скандальная сделка прошлого века?

2 февраля должно было стать ясно: победил хозяин Noga Нессим Гаон Россию во Франции или нет.

2 февраля должно было стать ясно: победил хозяин Noga Нессим Гаон Россию во Франции или нет. За пару суток до дня «Х» министр финансов России Алексей Кудрин заявил: большая часть счетов уже разблокирована, и нам потребуется еще 2–3 месяца, чтобы решить ситуацию с Noga.

Таким образом сроки «расправы» с замороженными счетами были отодвинуты, а проблема с Noga в очередной раз зависла в воздухе... Это дело вообще поражает отсутствием твердо установленных деталей. Что странно, так как разборки со швейцарской Noga на тему, кто кому и сколько должен, длятся уже без малого 2 десятка лет под пристальным оком СМИ. И суммы озвучиваются фантастические.

Птенец Комитета мира

Удивительно, но сегодня никто не может с уверенностью сказать, ни кто «привел» Гаона в Россию и представил «ко двору», ни чья сторона предложила игнорировать «суверенный иммунитет» при подписании договора (что позволяет теперь Noga арестовывать где ни попадя наше имущество). Мне удалось выяснить, что вроде как Нессима Гаона представил Ивану Силаеву (главе Совмина РСФСР) Генрих Боровик, журналист-международник. – Ничего подобного, – возмутился Генрих Авиэзерович. – Я тогда возглавлял Советский комитет защиты мира. И к нам тянулось много западных бизнесменов, которым казались перспективными перемены в России. Среди них и Гаон. Я с ним знаком. Но Силаеву я его не представлял.Хотя это серьезный бизнесмен, у него сеть отелей по всему миру. Он и в Москве хотел отели строить… Но после 1993 года я с ним не общался – с тех пор как закрылся его московский офис.
Впрочем, вполне возможно, что Гаону и не было нужды прибегать к услугам посредника. – В то время, – вспоминает экс-глава ЦБ Виктор Геращенко, – правительству России хотелось любым способом добиться самостоятельности. Они и налоги снижали, отчего бюджет СССР разваливался, и чего только не придумывали. Привечали всех. Отвергает Геращенко и еще одну версию появления Гаона на российском олимпе. В конце 90-х некоторые СМИ утверждали: слишком много в сделке по Noga нестыковок. Едва ли дело могло обойтись без чекистов. Не исключали и вариант, что Noga была одним из каналов переброски денег партии. – Какие деньги партии? – возмущается Геращенко. – У нас в Банке было на зарубежных счетах всего 10 млн $ денег КПСС. А вот рублей у них было действительно много. Но что с ними было делать-то, с рублями?

Кулик в осаде

Приемная депутата Госдумы Геннадия Кулика (в 1991 году вице-премьер, его подпись – главная, но не единственная – стоит на договоре с Noga) напоминает бункер: его секретарь получила прямое указание шефа не соединять с ним тех, кто хоть каким-то боком интересуется историей с Noga. Чего так боится Кулик – ведь его никто ни в чем не обвиняет?

Итоги своего разбирательства с Noga Александр Шохин озвучивал очень подробно еще в конце 90-х годов. Любопытно, что тогда же он признавался: – Когда в процессе работы с «Ногой» в 1993 году на меня стали оказывать давление, у меня уже тогда появилась мысль, что это не просто глупость.

Сегодня, как он утверждает, добавить ему нечего. Суть его изысканий: не было межбанковского соглашения, поэтому разобраться, кто кому платил и сколько все это стоило (утверждается, что цена поставляемых Гаоном товаров была завышена, а нашей нефти – занижена), очень сложно. Для этого потребовалось создавать чуть ли не мини-Минфин. Проверка счетов заняла год, были привлечены и такие фирмы, как Price Waterhouse. К тому же по многим своим претензиям владелец Noga не представлял подтверждающих документов, заявляя, что они конфиденциальны. Еще один любопытный нюанс: свои товары г-н Гаон поставлял лишь после того, как деньги от продажи нефти поступали на счет правительства РФ и он их снимал в счет оплаты. Таким образом, ни о каком кредите не может быть и речи, а также о партиях непроплаченных товаров. Наоборот, выяснилось, что это Россия поставила нефтепродуктов на 120 млн $ больше, чем нужно.

Аргументы: в суде и на дороге

В Париже, как выясняется, были сняты аресты со счетов Банка России отнюдь не потому, что долг Гаону там «не считается». Просто существует международное соглашение: трогать центральные банки разных стран во Франции нельзя. – Мы от этой истории всегда старались держаться подальше, – рассказал мне экс-глава ЦБ Виктор Геращенко. – Она дурно пахнет. А аресты мы снимали просто: доказывали, что ЦБ – это отдельная организация и его счета не являются имуществом России.

История действительно с душком. Особенно это проявилось, когда в конце 1996 года был избит экс-пресс-секретарь Бориса Ельцина журналист Павел Вощанов. Ему сломали грудную клетку и разбили машину. Уголовное дело закончилось ничем. – Я эту тему похоронил давно, – сказал мне Павел Игоревич. – Одни влиятельные люди слили мне материалы по Noga, другие угрожали. Ничего интересного. А тот случай… Мне позвонили и предложили встретиться по Noga на одной даче во Владимирской области. Я поехал, там не оказалось никакой дачи, а меня уже ждали… – Вы же что-то написали тогда об этой сделке. И вроде как речь шла о нескольких крупных чиновниках, получивших прибыль от этого договора. Вы так и не назвали их имена? – Да я их и не знал. Знал только, что речь вроде как шла о 25 млн $. И что вроде имена этих чиновников, которым были открыты счета в одном из западных банков с указанием поступивших сумм, были в справке Контрольного управления администрации президента, направленной в начале 1996 года в Кремль. По тем временам сумасшедшие деньги.

Сила слова

Разобраться в этой истории трудно – ни одна из сторон свои публичные заявления не подтверждает документами. А кому верить на слово, непонятно. Так, если Россия не признает свой долг Гаону, то почему выплачивает все новые и новые суммы? Почему в 1994 году Черномырдин подписал распоряжение №1927‑р (на него ссылался Коржаков) об урегулировании спора путем перечисления Гаону 50 млн $ и передачи с дисконтом так называемого нигерийского долга (1,75 млрд немецких марок по номиналу)? Впрочем, судя по всему, этих денег Гаон все же не получил. Почему Коган выкупал долг, если его с 1994 года не было и в помине? И наконец, почему западные суды до сих пор признают этот долг? Неужели и там Гаон говорит «конфиденциально, документов нет»?

24 января 2008 года Федеральный суд Швейцарии в Лозанне поддержал иск компании Noga против России. Суд установил, что представленные компанией Noga документы дают все необходимые основания для проведения ареста российских счетов на территории Швейцарии. Россия обещает предъявить свои иски Гаону.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика