19.02.2008

«Раб на галерах» остался доволен плаванием

Путин последний раз в качестве президента появился на седьмой по счету большой пресс-конференции

Путин последний раз в качестве президента появился на седьмой по счету большой пресс-конференции. И пожалуй, впервые показал свое истинное лицо. Порой казалось, что фамилия президента – Задорнов и он сейчас скажет коронное: «Наберите в грудь побольше воздуха, будет еще смешнее».

Президент – это символ

В самом начале почти пятичасового марафона Владимир Владимирович был сдержан и даже немного раздражен. Это не помешало ему приступить к отчету о проделанной работе. Не дожидаясь, пока вынесут традиционный чай, Путин заявил, что 2007-й был удачным. Единственная проблема – инфляция. Упреждая вопросы о наболевшем, он посетовал на маленькие пенсии и пообещал провести реформу. Недочетов в своей работе президент не усмотрел, без обиняков заявил, что заказчик-народ им как менеджером «в целом удовлетворен». Жаль только, что труд его, по признанию самого Путина, не всегда трансформируется в качество жизни конкретного человека.

Нацпроекты все, по версии Путина, между прочим, удались. Отдельная гордость президента – демография. О провалах он ничего не сказал, кстати, о доступном жилье тоже промолчал… Зато толково объяснил все про «светлое будущее-2020» и свою пламенную речь на Госсовете: «Ничего я не обещал. Я говорил, что нужно было бы достичь, какой я бы хотел видеть Россию».

К личным заслугам Путина он предложил отнести восстановление «территориальной целостности и единства нашего государства». Мол, даже гимна своего не было, и конституции регионов отличались от Основного закона РФ. Позже он вернулся к основным символам государства.

– Считаю, что президент не в полной мере, но все-таки это один из символов страны, так же как флаг, герб или гимн, – прокомментировал он свое отношение к портретам президента, которые украшают каждый чиновничий кабинет.

И тут же оговорился, что для того чтобы «выстроить отношения с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, если он будет избран президентом, мне не нужно вешать его портреты». У них понимание на химическом уровне: Путин Медведеву доверяет.

Доверяй, но проверяй








О том, что доверит Путин Медведеву, а что оставит себе как премьеру, президент предложил почитать в Конституции:
– Посмотрите соответствующую статью Конституции Российской Федерации о полномочиях правительства. Это формирование бюджета, представление бюджета в парламент, отчет за этот бюджет, формирование основ денежно-кредитной политики. Президент – гарант Конституции. А высшая исполнительная власть в стране – это правительство во главе с председателем правительства.

Странно, что предыдущие 8 лет ни один из трех премьеров не догадался заглянуть в Основной закон и напомнить президенту Путину и его администрации, кто в стране хозяин. И вообще, с доверием у Путина расклады вполне конкретные, которые, похоже, распространятся и на его преемника. Так, отвечая на вопрос о несуразности социальной политики государства, когда 80-летний старик вынужден раз в три месяца давать в Пенсионном фонде расписку о том, что в случае своего трудоустройства обязательно известит ПФ, президент ответил буквально следующее: «К сожалению, мы вынуждены жить по принципу «доверяй, но проверяй». Проверять Путин намерен столько, «сколько будет работать Дмитрий Анатольевич в качестве президента».

Карты в руки

В том, что Медведев будет президентом, естественно, Путин не сомневается, правда, все время оговаривается, что это сможет решить только народ 2 марта. Как и что решает наш народ, по традиции лучше всего знают за рубежом. Но Путин на это только руками размахивает.

– Не думаю, что у кого-то есть соблазн сегодня предъявлять какие-то ультиматумы России, тем более организации с такой неблагозвучной для русского уха аббревиатурой, как БДИПЧ, – поиздевался он над нежеланием иностранных наблюдателей приехать к нам на выборы. Предложил ОБСЕ провести реформу и  «жену свою учить щи варить там!»

С намеками на странные результаты голосования по выборам депутатов Госдумы от газеты «Фигаро» наш президент разделался более деликатно. Едва коллега спросил, верит ли Путин в реальность единороссовских 99% голосов в Чечне при явке 99%, президент переадресовал вопрос корреспонденту из Чечни. Тот, как мог, попытался доказать, что чеченцы бьются в экстазе от нынешней власти в России. Президент скромно присоединился к этому мнению.

Не менее парадоксально высказался Путин о ходе нынешней избирательной кампании:
– Считаю, что она идет нормально. И то, что она проходит спокойно, без вот этих дебатов  – это говорит о том, что подавляющее большинство граждан России поддерживают проводимый в последние годы курс.

Поэтому, считает президент, Медведеву не нужны дебаты. «Мы что, не имели возможности сказать о том, что мы делали, и о том, что мы будем делать?» – удивился Путин и предложил конкурентам пользоваться возможностью заявить о себе. Дескать, все по-честному и «карты в руки, пожалуйста».

Кстати, Жириновского с Зю­гановым Путин уважает, считает их людьми серьезными, настроенными патриотически. А вот Богданова, которого иначе, как «проектом Кремля», не называют, президент без иронии воспринимать не может:
– Прежде всего чем мне запомнился Богданов? Он сказал, что если он будет президентом, то сборная России будет чемпионом мира по футболу. По-моему, неплохо, но недостаточно.

Украинские железяки

Гораздо жестче Путин высказался о взаимоотношениях России с другими странами. И если комментарии по США колебались от нейтральных до жестких, то непосредственным соседям досталась лишь издевка.

На вопрос имиджевого телеканала «Раша тудэй», который волновали российско-американские отношения после ухода Путина и Буша, уходящий президент пообещал, что «мы будем работать с любым президентом». Говоря каждый раз «мы», он как бы подчеркивал связку Путин – Медведев, но при этом отчаянно бил себя кулаком в грудь. На недавний выпад госпожи Клинтон, заявившей, что бывший сотрудник КГБ по определению не может иметь души, Путин изрек, что «как минимум государственный деятель должен иметь голову».

Еще одно открытие международных взаимоотношений – украинский вопрос. И газотранспортная система, на которую Россия давно глаз положила, теперь именуется железяками, «которые в земле лежат и гниют». Да и с выборами у них все фигово: барьер прохода в Раду – три процента по сравнению с нашими семью, а стабильности нет. Наверное, потому что «демократия – это же не базар».

Бум-бум

Путинским афоризмам в течение всей пресс-конференции не было предела. Президент не просто расслабился и перешел на простонародное «чё». Он устроил настоящий спектакль в духе Задорнова. Каждую свою шутку Путин как будто пробовал на вкус. Бросив для затравки про выковыривания из носа, он делал театральную паузу, выслушивал нервный смех прессы и заканчивал про размазывание вытащенного по бумажке. Эти бесконечные шила в стене, рабы на галерах, земля из-под цветов, которую Путин не захотел есть – все это говорило только о том, что президент меняет имидж. Он не шутил, он издевался. А заодно ввел новый термин из старой биографии – «явочный режим».

Иногда казалось, что он совсем не задумывается над сказанным. Путин ставил себе в заслугу индексацию материнского капитала, рассказывая, как велел правительству напрячься, сократить расходы за счет «дурацких строек, где деньги смывают». Можно подумать, что если бы не это, стройки могут существовать и дальше.

Путин не щадит никого из своего близкого и дальнего окружения. Он призывает отдать должное Абрамовичу, который не пожадничал и вложился в Чукотку. Кудрин с Чубайсом, которые служили верой и правдой, а недавно посмели усомниться в правильности внешней политики, заслужили и вовсе абсурдное напутствие: «Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен». Похоже, и сам президент намерен «мотыжить» в правительстве и «делать вице-премьеров». А вот в явочном ли режиме, мы узнаем уже в этом году.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика