18.02.2008

Александр Петров: "Чтобы изобразить любовь,я изучал эротику"

Анимационный фильм Александра Петрова «Моя любовь», снятый по роману Ивана Шмелева, выпущен на DVD, но видели его немногие

Анимационный фильм Александра Петрова «Моя любовь», снятый по роману Ивана Шмелева, выпущен на DVD, но видели его немногие. Недавно фильм показали журналистам на специальной пресс-конференции. И недаром – лента Петрова номинируется на «Оскара».

– Александр Константинович, многие писатели обращаются к теме первой любви. Модный французский романист Фредерик Бегбедер свой последний роман «Идеаль» предварил эпиграфом из повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Но вы обратились к давно забытому произведению. Почему?

– Я натолкнулся на роман и интуитивно почувствовал, что это мое. А читая его, поймал себя на мысли, что влюбленных и творцов роднит одно чувство – беззащитности. Что касается современных произведений о любви, не уверен, что мастерство их авторов может сравниться с мастерством Хемингуэя или Ивана Шмелева. Люблю работать с хорошим литературным материалом.

— Этот роман Шмелева окрестили «первым русским эросом», вас это не смущало?

— Меня не смущало. Но свой фильм я делал не для детей, а для молодых людей после 16 лет. Кстати, чтобы не перегнуть палку, я искал, чем эротика отличается от порнографии. И нашел это у Владислава Ходасевича в его статье «О порнографии». А ведь сначала хотел снять добрую сказку! Но получилась совсем другая история.

– Свой предыдущий фильм «Старик и море», получивший «Оскара», вы снимали в Канаде. Почему не остались там насовсем?

— Я неоднократно предпринимал попытку покорить другие города и даже страны. В молодости пытался обосноваться в Москве, но понял, что это не мое. Потом работал в Ереване, в Екатеринбурге. И три года, с 1996-го по 1999-й, жил в Канаде. Скажу честно: жил не тужил, да вот только очень скучал по России. Кстати, Иван Шмелев, вынужденный после смерти своего сына – белогвардейского офицера эмигрировать во Францию, так и не смог приспособиться к европейской жизни. Писатель Борис Зайцев, с которым Иван Сергеевич Шмелев был очень дружен, сказал о нем: «Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада принять не мог». Вот и я только после Канады обрел окончательную уверенность, что хочу обосноваться в Ярославле.

— В Ярославле вы нашли такие редкие для нашего времени лица (и не городские, и не деревенские) для своей картины «Моя любовь»?

— Трудно в это поверить, но главную героиню Пашеньку  я нашел практически в своей семье. Ею оказалась подруга моего сына Дмитрия, а теперь его жена – Юля Петрова. Но я не ставил перед собой цель – показать в своем фильме чисто славянские лица, потому что это было бы вразрез с романом Шмелева. Например, когда я читал первоисточник, то представлял одну из героинь – роковую красавицу – с лицом актрисы Татьяны Друбич. Правда, мне так и не удалось досконально передать черты Татьяны в своей экранизации, несмотря на то, что ее портрет все время стоял передо мной. Возможно, если бы я имел дело с живой Татьяной Друбич, а не с ее фотографией, то сходства было бы больше.

— Но почему вы не можете сами сотворить своих героев? Зачем вам нужна натура?

— Все художники пишут картины с натуры, особенно мои любимые: Виктор Борисов-Мусатов, Зинаида Серебрякова, Конcтантин Коровин и Клод Моне. Мне тоже хотелось, чтобы мои фильмы были наполнены воздухом, дыханием, прохладой, теплом, как на полотнах моих любимых живописцев.

— Признайтесь, вы хотите получить еще одного «Оскара»?

— Не поверите, но я спокойно отношусь к тому, что мне дали «Оскара». Ведь от того, что он стоит на моей полке, ни умнее, ни талантливее я не стал.

— Вы это серьезно говорите?

— Я не очень-то умею шутить, а жаль. И рад был бы иногда посмеяться, но не могу. Все воспринимаю слишком глобально, я бы даже сказал, придирчиво. Меня очень трудно чем-то поразить.

— Вы предпочитаете работать «семейным подрядом», потому что вам трудно угодить?

— С родными людьми надежнее. Сейчас моя жена  Наталия Николаевна взвалила на свои плечи сложную миссию – возглавить производство наших фильмов, практически вести все организационные дела студии, которую мы создали в Ярославле.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика