12.03.2007

Идет биеннале. Но не в греческом зале!

Со 2 марта по 1 апреля в Москве – вторая культурная революция, то есть II московская биеннале современного искусства. Выставляются более ста художников из 33 стран.

Среди них, например, супруг певицы Бьорк – Мэтью Барни (он демонстрирует свое видео в Центральном доме литераторов), швейцарка Пипилотти Рист, канадский фотохудожник Джефф Уолл (Музей архитектуры имени Щусева). Названия работ Уолла: «Грязная скамейка», «Слепое окно», «Намокший чемодан». Изображено именно то, что заявлено. Но как! Со вкусом и пониманием дела – фотомалевич, фотофилонов!.. Из наших знаменитостей – Комар и Меламид (Третьяковка на Крымском валу), а также Сергей Бугаев-Африка (памятный еще по главной роли в соловьевской «Ассе»): его творения – «Нефть по меху», «Нефть по бумаге» из экспозиции «Petroliana. Нефтяной патриотизм»... Вдова Леннона – Йоко Оно, как всегда, выделилась. Она приедет уже после биеннале, но формально – тоже в ее рамках.
На целый месяц Белокаменная стала культурным центром мира. Правда, наша пресса, привыкшая к ёрничанью по поводу и без, пытается и тут отыскать блох, но мне не хочется плыть в общем русле.
Современное искусство нынче никому ничего не навязывает и к низвержению не призывает. Биеннале просто показывает, «что нынче носят»: интересно вам – смотрите, нет – можете пройти мимо.
Конечно же представленные экспонаты не равнозначны. Среди такого обилия встречаются работы разного уровня, но запоминается лучшее. И – тенденции (это самое интересное!)  Главная – ностальгия по интонациям 70–80-х. А еще  заметен интерес к «маленькому человеку». И осмеяние житейской суеты, гонки за материальными благами. Вот как хотите, а не меняется классика жанра – что в XIX веке, то и в XX, и в XXI.
Где «маленький человек»? Да хотя бы на экспозиции «США: американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия». Одновременная демонстрация нескольких десятков мини-фильмов, порой откровенно любительских. Специфическое зрелище, но в сумме впечатляющее. Так же как «Роллс-Ройс» в позорных дегте и перьях – инсталляция под названием «Бесчестье»… Комментарии не нужны – как и в перфомансе болгарина Недко Солакова «Жизнь (черное и белое)»: два маляра, двигаясь по кругу, одновременно перекрашивают разные части зала в черный и в белый цвет. Философская нота – видео иранца Шоджа Азари из серии «Окна»: по стеклу бьет дождь, за стеклом, в комнате, – силуэт старика; на первом плане мечущаяся бабочка; старик берет костыли, уходит, бабочка умирает, дождь продолжается. Слов нет. Есть эмоции, сопереживание. Ассоциации. Пожалуй, ассоциации – как раз то, ради чего затеваются подобные шоу.
Кстати, основные площадки биеннале примечательны не меньше самих экспозиций – это неотремонтированные павильоны ЦУМа (голые стены), недостроенный небоскреб Москвы-Сити (башня «Федерация»), живописнейший павильон Музея архитектуры под названием «Руины» (в чистом виде – руины) и заброшенные цеха бывшего пивоваренного завода («Винзавод»). Для современных инсталляций – самое то. И не фыркайте: мол, пустое, нашли, о чем толковать, инсталляции какие-то!.. У современного искусства, как и у любого другого, своя система ценностей, разобраться в которой непросто. Важно, чтобы было желание разбираться. К услугам желающих – биеннале.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика